Универ

Library

Влияние кризиса 2008 г. на мировую банковскую систему и банковскую систему России

Отчет По Практике Банковскому Делу , Антикризисное Управление Реферат














Реструктуризация и оценка коммерческих банков

Тема: Влияние кризиса 2008г на мировую банковскую систему и банковскую систему России



СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Теоретические основы банковского кризиса

.1 Сущность банковского кризиса

.2 Причины (факторы) возникновения банковского кризиса

Глава 2. Анализ влияние кризиса 2008г на мировую банковскую систему и банковскую систему России

.1 Влияние финансового кризиса на мировую банковскую систему

.2 Влияние финансового кризиса на банковскую систему России

Глава 3. Банковская система на современном этапе: уроки кризиса

Заключение

Список используемых источников


ВВЕДЕНИЕ

банковский кризис финансовый

Актуальность темы исследования. Банковская система России является одной из самых важных для развития экономики страны систем и при этом динамично развивается. Банковская система каждого государства отражает его финансово-экономическое состояние, первой реагируя на подъемы и спады в национальной и глобальной экономике. Стабильное развитие сектора банковских услуг обеспечивает устойчивость всего государства. Между тем, кризисы, поражающие банковскую систему, могут изменить перспективы роста национальных экономик, вследствие чего обеспечение финансовой стабильности государства является основой его развития. На протяжении последних двух десятилетий банковские системы различных по уровню развития государств сталкивались с финансовыми потрясениями, дестабилизирующими работу национальных финансовых рынков. Причины и последствия подобных финансовых потрясений различны.

В условиях рыночной экономики, активизации международных экономических отношений несовершенство функционирования банковской системы может привести к повторению финансовых кризисов, к недостаточно эффективной организации расчетов, к росту инфляции.

Теоретическая и методологическая база исследования. В процессе исследования использованы работы специалистов, рассматривающих проблемы развития банковской системы с точки зрения экономической науки: М.А. Абрамовой, С.А. Андрюшина, В.Б. Зайцева, В.С. Захарова, О.И. Лаврушина, В.С. Пашковского, А.Г. Силуанова, В.Н. Шенаева и других.

Цель курсовой работы - исследовать влияние кризиса 2008г на мировую банковскую систему и банковскую систему России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические основы банковской системы;

провести анализ влияние кризиса 2008г на мировую банковскую систему и банковскую систему России;

выявить уроки влияния кризиса на современную банковскую систему.

Объект исследования - банковская система.

Предмет исследования - анализ влияния кризиса 2008г на мировую банковскую систему и банковскую систему России.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты, научная литература, статьи из периодических изданий, а также статистическая информация из официальных источников.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРИЗИСА


1.1 Сущност банковского кризиса


Финансовый кризис проявляется в различных видах и формах в финансовом секторе и на финансовых рынках, в сфере международных финансов, в области денежного обращения и государственных финансов.

При наступлении финансового кризиса реализуется системный риск - риск потерь, связанных с неблагоприятными изменениями на рынке в целом, вызванных эффектом домино на финансовом рынке либо кризисом доверия среди инвесторов, создающим ситуацию общей неликвидности на рынке. Как комплексное явление, финансовый кризис включает в себя целый ряд локальных кризисов (валютные, банковские, фондовые, ликвидности, долговые и др.), возникающих в том или ином мини-сегменте финансового рынка без увязки с другими его элементами (в нашем случае - в банке).

Банковские кризисы, следовательно, первоначально являются лишь локальными и представляют собой одну из составляющих финансового кризиса. «Набрав обороты» в своем развитии, они вызывают крайне серьезные макроэкономические последствия, которые всегда влекут за собой снижение темпов реального экономического роста и, как следствие, резкое падение уровня благосостояния населения страны[17, c. 50].

Несостоятельность отдельных банков нередко представляет собой прямую угрозу для реального сектора экономики в целом, что приводит к потере доверия как к отдельным банкам, так и к банковской системе страны. Практика показывает, что банкротство отдельно взятых банков может наносить подчас гораздо больший ущерб экономике государства, чем банкротство предприятий, поскольку нестабильность банков обязательно приводит к дестабилизации функционирования его платежной системы.

В то же время анализ угроз, которые несут банковские кризисы для экономики страны, и позволяет в конечном итоге развивать и совершенствовать весь комплекс мер по антикризисному управлению банковским сектором, представляющему собой сложнейший механизм.

Следовательно, можно утверждать, что системные банковские кризисы - это кризисы в банковском секторе, возникшие из локальных, основанные на эффекте домино, при которых накопление проблемных активов в ограниченном числе банков и прекращение платежеспособности последних приводят к банковской панике, массовому изъятию вкладов, резкому сокращению кредитования банками друг друга и т.п., когда на фоне развивающегося недоверия начинается массовая приостановка платежей банками с последующим коллапсом платежной системы и финансовых рынков.

Системный банковский кризис проявляется в очевидной для большинства хозяйствующих субъектов неспособности большей части кредитных организаций осуществлять свои базовые функции - расчеты и перелив сбережений населения и временно свободных средств хозяйствующих субъектов в инвестиции, выполнять условия договоров банковского вклада, заключенных с вкладчиками, в силу невыполнения обязательств заемщиками либо в результате обесценивания банковских активов[5, c. 129].

Начало системного финансового кризиса может быть связано с возникновением проблем с платежеспособностью в одном или нескольких банках, имеющих ключевое значение для банковской системы в целом. Характерное для финансовой сферы взаимопереплетение капитала, наличие обширных межбанковских связей и значительного числа клиентуры в случае банкротства одного кредитного учреждения могут поставить под удар другие. Разрушение таких банков может повлечь за собой разорение большого числа клиентов и привести к системному банковскому кризису.

Сказанное ни в коей мере не опровергает тезис о том, что банковские кризисы в целом - явление нежелательное, приводящее к тяжелым общеэкономическим и социальным последствиям. Однако механизмы рыночной экономики и специфические условия деятельности банков делают кризисы практически неизбежными. Их возникновение имеет объективный характер, формирующийся под воздействием особенностей конкретно-исторического этапа экономического развития страны.

При этом существует мнение, что в системных банковских кризисах, как и в системных кризисах в целом, имеется немало неких положительных составляющих. Так, становятся очевидными и не требующими каких-либо иных доказательств допущенные в теории и на практике ошибки и просчеты в отдельных сегментах регулирования тех или иных аспектов банковской деятельности. При этом возникает задача восстановления и переосмысления теории и тактики регулирования банковской деятельности, решать которую необходимо незамедлительно.

Кроме того, имеющиеся не вполне эффективные подходы (например, изменение отдельных нормативов и параметров осуществления банковских операций и иных требований), даже не будучи еще отмененными, утрачивают свою актуальность и фактически вынуждают к срочному их пересмотру (наглядный пример - отмена отдельных надзорных требований в 90-е гг. прошлого века). Наконец, сами элементы банковской системы - кредитные организации и иные ее субъекты - оказываются вынужденными переосмыслить происходящее и принять решение о путях своего развития[5, c. 130].

При этом банковские кризисы возникают под влиянием все новых и новых факторов, появление которых зачастую невозможно предсказать. Усугубление проблем в банковской сфере приводит к общественному осознанию необходимости государственной поддержки банков, выработки программ по реструктуризации банковской системы, формирования специальных механизмов реструктуризации. Реструктуризация коммерческого банка предполагает осуществление мероприятий, направленных на изменение структуры его активов и пассивов, а также его внутреннего построения.

.2 Причины (факторы) возникновения банковского кризиса


Кризисы, как правило, начинаются с возникновения в отдельных банках ряда проблем. То, что из-за недостатка средств, конфликта интересов собственников и менеджеров, пробелов в правовой среде или институциональной структуре и других причин эти проблемы не решаются своевременно и влияние указанных проблем в силу их существенной детерминированности не нивелируется, является толчком к цепной реакции (эффекту домино).

Причины возникновения кризисов в банковской системе показаны на рисунке 1.1.

Финансовые и банковские кризисы вызываются сочетанием вышеуказанных факторов. На возникновение кризисных ситуаций в самих банках указывают такие параметры, как большой удельный вес невозвращенных кредитов и низкое качество кредитного портфеля, падение стоимости залога, обеспечивающего просроченный кредит, снижение стоимости активов банка, несбалансированность активов и пассивов банка по срокам и по валюте, резкий отток средств вкладчиков и кредиторов и, как следствие, сокращение финансирования, а также ущерб, причиняемый банку действиями, предусмотренными федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 1 15-ФЗ[10, c. 114].

Следует констатировать, что практически во всех банковских кризисах регулирующие органы приступали к активным действиям с большим опозданием, что приводило к широкому распространению кризисных явлений в банковской системе. Применение системы страхования вкладов (депозитов), по мнению ряда специалистов, не способствовало всестороннему обеспечению безопасности банковской деятельности.


Рисунок 1.1 - Причины (факторы) возникновения банковского кризиса


Проблема страхования депозитов, ее воздействия на развитие банковского кризиса стала одной из наиболее дискуссионных. В настоящее время все больше говорится о том, что развитая система страхования депозитов позволяет решить проблему банковских паник. Однако, как показывает мировой опыт последних двух десятилетий, она не только не снимает проблемы латентных банковских кризисов, но и способствует увеличению убытков в ходе этих кризисов. При наличии системы страхования депозитов и прочих гарантий со стороны государства банки фактически функционируют в условиях смягченных ограничений. В такой ситуации не происходит внезапных крупномасштабных банкротств и разрывов кредитных связей, и кризис может длительное время выражаться в прогрессирующем ухудшении финансового положения банков и качества кредитов, не переходя в открытые формы.

Вместе с тем было бы в корне неверным умалять явные плюсы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов. В сочетании с такими факторами, как эффективный банковский надзор, соизмеримость требований к достаточности капитала, равная имевшейся бы при отсутствии страхования, соблюдение установленных надзорным органом требований, наличие специальных требований к квалификации менеджеров и составу совета директоров, привязка страховой премии к портфельным рискам, персональная ответственность менеджеров за убытки, ответственность акционеров за проводимую кредитной организацией политику и их сопричастность к ней, отсутствие препятствий для быстрой ликвидации несостоятельных кредитных институтов, система страхования показывает свою эффективность.

К микроэкономическим факторам банковского кризиса традиционно относятся[7, c. 102]:

низкое качество текущего банковского менеджмента, определяющее особенности корпоративного управления и реакцию коммерческих банков на неблагоприятные изменения в экономической среде;

необоснованно высокий уровень кредитной экспансии во время длительного экономического подъема, которая, как правило, служит фактором, провоцирующим банковские кризисы;

преобладание нерыночных мотиваций при выдаче кредитов, кредитование аффилированных лиц, ориентация на одного заемщика. Так, использование административных рычагов или оказание каким-либо иным способом давления на принятие решений о предоставлении ссуды оборачивается затем невозвратом ее в срок и потерей банком устойчивости;

человеческий фактор (заинтересованность руководства банка в доведении его до банкротства).

Совокупность макроэкономических, микроэкономических и институциональных факторов, обусловливающих банковские кризисы, проявляется в конкретных формах кризисного состояния банка, таких как:

снижение, порой существенное, стоимости активов банка;

резкий отток средств вкладчиков и кредиторов и, как результат, сокращение финансирования (притока инвестиционных активов);

падение стоимости залога, обеспечивающего просроченный кредит;

несбалансированность банковских активов и пассивов по срокам и по валюте;

большой удельный вес невозвращенных кредитов и низкое качество кредитного портфеля;

возникновение серьезного ущерба, причиненного банку махинациями и различными противоправными действиями, и пр.

Как следует из изложенного, системный кризис наиболее ощутим для общества. Он возникает под воздействием целого ряда макроэкономических, микроэкономических и институциональных факторов и имеет свою специфику. Банковские кризисы, выступающие на внешнем уровне как системные, страновые банковские кризисы, возникающие в разное время во многих странах мира, всегда являются отражением сложного процесса приспособления банковских систем к новым (изменяющимся) макроэкономическим и политическим условиям жизнедеятельности страны.

Однако источник системного банковского кризиса следует искать в фактической неспособности конкретного банка выполнять условия договора, заключенного с вкладчиками, в невыполнении соответствующих обязательств его заемщиками либо в обесценивании банковских активов большей части банковской системы[9, c. 43].

Современные банковские кризисы возникают то в одном, то в другом регионе мира. Им все больше свойствен «интеграционный» характер, они становятся взаимопроникающими вследствие международного характера кредитных отношений в ключевых областях жизнеобеспечения человека. Так, кризисы, потрясшие в конце 1997-начале 1998 г. Гонконг, Малайзию, Таиланд, Индонезию, Южную Корею и Японию, вызвали обострение ситуации в российской экономике, которая столкнулась с системным кризисом в августе 1998 г. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и сегодня: практически весь мир в полной мере ощущает на себе результаты неудачных экономических решений руководства США. Причем, по мнению многих известных ученых и аналитиков, этот кризис проявил себя еще не до конца.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА 2008Г НА МИРОВУЮ БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ И БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ РОССИИ


.1 Влияние финансового кризиса на мировую банковскую систему


На мировые рынки капитала повлияла существенная переоценка кредитного риска и снижение ликвидности, продолжающиеся со второй половины 2007 г. Кредитный кризис начался с падения цен на жилье в США и повышения дефолтных ставок на непервоклассные и другие ипотечные займы для покупателей со слабой кредитной историей или низкой кредитоспособностью (Рис. 2.1)[8, c. 23].


Рисунок 2.1 - Объем задолженности домашних хозяйств США (в млрд долл. США)


Традиционно банки финансировали ипотеку за счет средств на депозитных счетах вкладчиков. Но в последние годы произошли фундаментальные изменения в способах финансирования ипотеки, так как многие банки стали продавать ее на рынке облигаций для получения дополнительных средств и последующей выдачи новых кредитов.

Рисунок 2.2 - Американские ипотечные ценные бумаги - GNMA, FNMA, FHLMC, MBS, CMO (в млрд долл. США)


Посредством секьюритизации (Рис. 2.2) большинство ипотечных займов было преобразовано в ценные бумаги, обеспеченные ипотекой (MBS), которые получили рейтинг в таких агентствах как Moody's, S&P и др.

В дополнение к этому MBS были проданы инвесторам в виде облигаций, обеспеченных долговыми обязательствами (CDO), и структурированных инвестиционных инструментов. Таким образом, непосредственные ипотечные кредиторы перевели свой риск на сторонних инвесторов, таких как пенсионные и хеджевые фонды, инвестиционные банки и страховые компании (Таблица 2.1)[16, c. 58].

И даже, несмотря на то, что такая «ипотечная индустрия» характерна только для американского рынка, многие банки по всему миру покупали эти ценные бумаги на достаточно большие суммы и в результате оказались затронуты финансовым кризисом.


Таблица 2.1 - Объем секьюритизации (в млрд долл. США)


С конца 2006 г. из-за финансовых трудностей у домовладельцев, связанных с рядом повышений процентной ставки и падением цен на жилье, последовали дефолты субстандартных ипотечных бумаг, так как заемщики не смогли расплатиться по своим обязательствам (Рис. 2.3)[16, c. 59].

Объем рынка MBS снизился и банки стали неохотно давать дополнительные займы поставщикам ипотеки, а если и делали это, то по более высокой ставке. Рынок соответствующих облигаций стал менее ликвидным, что ограничило возможности банков по пополнению фондов таким способом. К сентябрю 2007 г. кризис из США распространился на весь мировой финансовый сектор, что повлияло на глобальный экономический рост.

Рисунок 2.3 - Крупнейшие потери банков по данным за январь 2008 г. (в млрд долл. США)


Снижение ликвидности побудило центральные банки, как последних кредиторов в критической ситуации, финансировать рынок, чтобы стимулировать кредитование и укрепить рынки коммерческих ценных бумаг. Так как процентные ставки по большому числу субстандартных ипотечных кредитов в США повышались благодаря корректировке на протяжении 2008 г., банки могли столкнуться с дальнейшими потерями. Эти риски стали главной движущей силой для принятия решения Федеральной резервной системы США о снижении ставок в начале 2008 г. Благодаря ограничениям на осуществление кредитования в США многие поставщики ипотеки сократили или полностью прекратили свою деятельность[14, c. 10].

Убытки и снижение ликвидности на оптовых рынках ипотеки оказало отрицательное влияние на глобальный экономический рост. Из-за понижения готовности банков предоставлять средства клиентам и другим банкам упали инвестиционные вложения в производство и расходы покупателей готовой продукции, снизилась активность на рынке жилья.

Таким образом, можно выделить основные причины финансового кризиса:

неудовлетворительная организация кредитования и недооценка рисков следующими участниками рынка:

Домовладельцы: ипотека стала основным фактором роста рынка жилья США в последние годы. Простота получения кредита в сочетании с ожиданием продолжения роста стоимости жилья побуждала многих заемщиков брать ипотеку с плавающей процентной ставкой (закладная, условия которой предусматривают в течение периода ее погашения возможность изменения ставки в связи с изменением рыночной ставки процента). Когда ставки стали расти, многие домовладельцы не смогли выполнить свои обязательства и были лишены права выкупа по закладной, что значительно повысило предложение на рынке жилья и снизило цены на дома.

Финансовые институты: кредиторы предлагали все больший объем высокорисковых займов, доля субстандартных ипотечных кредитов к 2006 г. выросла с 9% до 20% в общем объеме, а их секьюритизация - с 54% до 75%.

Ипотечные брокеры: не рискуя собственными деньгами имели сильный финансовый стимул для продажи рискованных займов в виде более высоких комиссионных. Им принадлежало около 70% рынка ипотечных кредитов, выданных в США, из которых более 40% были субстандартными.

Гаранты ипотеки: 40% всех субстандартных кредитов автоматически были гарантированы, что говорит о недооценке риска предоставления займа конкретному заемщику.

Рейтинговые агентства: в последние годы частный сектор стал играть большую роль на ипотечном рынке, специализируясь на высокорисковой субстандартной ипотеке и обеспечивая соответствующим типам ценных бумаг слишком высокие рейтинги, побуждающие инвесторов вкладывать средства в эти активы.

Говоря о состоянии всемирной банковской системы необходимо упомянуть три ключевых индикатора: доходы инвестиционных банков, активы коммерческих банков и межбанковское кредитование (Таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Основные показатели финансового рынка (2008 г.)


На фоне финансового кризиса и экономического спада доходы банков от инвестиционной деятельности в мировом масштабе снизились на 29%, в то же время, наиболее сильный спад наблюдался в США - 33%. Это объясняется огромными потерями американских коммерческих и инвестиционных банков на субстандартных бумагах. На сегодняшний день большинство коммерческих банков сосредоточено в Европе - доля их активов превышает 60% мирового объема[14, c. 11].

Среди причин можно назвать большое количество международных торговых операций, совершаемых европейскими банками, более привлекательные ставки по депозитам, чем, к примеру, в США, где выгоднее инвестировать в ценные бумаги или взаимные фонды, и, наконец, банки в Европе являются основными поставщиками ипотеки. Однако из-за этого в Европе слабее развит сектор управления фондами и рынки собственного капитала, так как бизнес зависит в основном от банковского финансирования. По объемам межбанковского кредитования также лидируют европейские страны, несмотря на 12% снижение на протяжении 2008 г.

На фоне кризиса устойчивый рост показывает только исламская финансовая система. По данным «The Banker» активы крупнейших исламских финансовых институтов в 2009 г. выросли на 28.6% относительно 2008 г. в то время как рост активов 1000 крупнейших банков мира составил только 6.8%. Сектор продолжает расширяться: в результате добавления 20 новых участников число соответствующих шариату учреждений достигло 435, и помимо этого еще 191 обычный банк имеет такие отделения. География исламской банковской системы выходит за рамки Ирана, Саудовской Аравии, Бахрейна, Малайзии и ОАЭ в Европу, Южную Африку, Кению и Индонезию.

Однако это еще не значит, что новый сектор полностью сформировался. Несмотря на стремительный рост, совокупные активы соответствующих шариату банков все еще составляют менее 1% от совокупных активов 1000 крупнейших банков мира. И хотя его врожденный консерватизм, философия распределения рисков и стратегия, ориентированная на активы, очень привлекательны как для мусульман, так и для немусульман, основная структура до сих пор вызывает озабоченность. Преимущества неспекулятивных подходов уравновешиваются отсутствием стандартизации продуктов, вторичного рынка финансовых инструментов, прозрачного ценообразования и эффективного управления ликвидностью. Некоторые новые структуры, такие как «сукук», пока еще не полностью протестированы в жестких экономических условиях.

Недавние дефолты Kuwait's Investment Dar, Saudi Arabia's Saad и Algosaibi Groups могут предоставить важную информацию для сопоставления возможностей держателей «сукук» и обычных кредиторов. Исламские финансы получают огромную поддержку в глобальном масштабе, а французское правительство недавно приняло новое исламское банковское законодательство. Глобальный банковский кризис, возможно, непреднамеренно послужил стимулом для исламских финансов, и этот новый сектор быстро прошел долгий путь.

.2 Влияние финансового кризиса на банковскую систему России


В России общие макроэкономические показатели 2008 г. по сравнению с европейскими странами, США и Японией были неплохими - рост экономики составил 5,6%. Однако это нельзя считать следствием предпринятых правительством антикризисных мер. Причина иная - кризис пришел к нам позже, чем в Америку, Европу и Юго-Восточную Азию.

Этот глобальный финансово-экономический кризис самым серьезным образом затронул и Россию, которая с каждым годом все больше втягивается в общемировую глобальную финансово-экономическую систему. Глобальный кризис оказался крайне острым и болезненным для банковской системы, инвестиционных компаний[1, c. 35].

Главными каналами воздействия кризиса на банковский сектор России являются следующие. Во-первых, массовая продажа российских акций зарубежными владельцами вызвала панику и четырехкратный обвал фондовых рынков России. Значительное ухудшение условий фондирования российских банков за рубежом вследствие кризиса на мировом финансовом рынке в сочетании с существенным замедлением темпа прироста денежной массы привело к обострению проблемы ликвидности в банковском секторе, ухудшению ситуации на межбанковском кредитном рынке, снижению платежеспособности банков.

В IV квартале 2008 г. 100 крупнейших российских банков привлекли кредиты Банка России, общей суммой в 3,1 трлн руб., для увеличения объема собственной ликвидности. Стабилизационные кредиты Внешэкономбанка (ВЭБ) успели получить госбанки - ВТБ (200 млрд руб.) и Россельхозбанк (25 млрд руб.) и частные банки - Альфа-банк, Ханты-Мансийский банк, Номос-банк и Газпромбанк на общую сумму 32 млрд руб. Сбербанк получил субординированный кредит на 500 млрд руб. от Центробанка. История взаимоотношений государства с российскими банками подобного еще не знала. Впервые оказанная денежными властями финансовая поддержка банковскому сектору способствовала предотвращению масштабного кризиса в российской банковской и финансовой системах. Вместе с тем негативное воздействие кризисных явлений в финансовой сфере на российскую банковскую систему в текущем году постепенно усиливается, что обуславливает замедление ее развития по ряду показателей.

Обострение в сложившихся условиях ранее не решенных проблем российской банковской системы повысило вероятность реализации системных банковских рисков. К числу основных проблем российской банковской системы, отмечаемых аналитиками, в первую очередь можно отнести[3, c. 99]:

высокую зависимость фондирования кредитных организаций от конъюнктуры внешнего финансового рынка;

нехватку ликвидности ввиду исчезновения ее традиционных источников - высокие экспортные цены и приток капитала;

дефицит «длинных» рублевых ресурсов;

сохранение низкого уровня капитализации банков;

ограниченные возможности региональных банков получать достаточное рефинансирование;

высокую концентрацию активов в небольшой по численности группе банков (как в Российской Федерации, так и в отдельных федеральных округах);

опережающий темп роста активов по сравнению с темпами увеличения собственных средств (капитала) кредитных организаций;

замедление темпа роста зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций;

снижение темпов прироста привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) населения и средств организаций;

сохранение тенденции к наращиванию присутствия на рынке банковских услуг банков с иностранным участием в уставном капитале;

заметное сжатие рынка межбанковских кредитов;

увеличение доли убыточных кредитных организаций;

несбалансированность структуры активов и низкое качество пассивов;

отсутствие должного доверия между кредитными организациями, а также доверия к ним со стороны клиентов.

Во-вторых, в то время как российские предприятия и организации имели большой негосударственный внешний долг, оцениваемый примерно в 500 млрд дол. США, при наличии необходимости возврата этого долга во второй половине 2008 г. в размере 60 млрд дол. и в 2009 г. - в размере 100 млрд дол., произошло ухудшение условий кредитования российских банков, предприятий и организаций со стороны международных инвесторов[12, c. 72].

Все это привело к острому кризису ликвидности, который поставил на грань банкротства отдельные российские банки и компании и вынудил государство прибегнуть к оказанию им крупномасштабной финансовой помощи. Только в октябре 2007 г., по оценкам Банка России, чистый отток капитала из России составил 51 млрд дол., а итог 2008 г. в целом, несмотря на приток капитала в течение первых трех кварталов года, в этом отношении, несомненно, можно считать негативным. В 2009 г., по оценке «Голдман Сакс», отток капитала из России может составить 100 млрд долларов. Все это приводит к значительному инвестиционному спаду, поскольку в первую очередь средства выводятся из инвестиционных проектов, они замораживаются, откладываются на будущее. Прирост инвестиций в Россию в 2007 г. был рекордным - 21%, а в 2008 г. он стал меньше в 2 - 3 раза. В 2009 г. ожидается сокращение объемов инвестиций в России на 10 и более процентов.

В-третьих, произошел рост курса доллара по отношению к рублю. Только за четыре месяца 2008 г. курс доллара по отношению к национальной валюте РФ повысился на 22% - с 23 руб. до 28 руб. к началу декабря 2008 г., а на данный момент курс доллара укрепился еще почти на 18% относительно показателей конца 2008 г. Такое повышение курса доллара, как известно, связано с большим спросом на доллары из-за вывода инвесторами, прежде всего, транснациональными финансовыми организациями и банками, своих активов из многих стран и переводом их в долларовые активы, а также с увеличивающимися накоплениями резервной валюты, каковой является доллар (как обычно это бывает в период кризиса).

Рост курса доллара способствовал обесценению на десятки миллиардов долларов часть международных (золотовалютных) резервов страны, которые Центральный банк в некоторой части перевел в евро и в фунты стерлингов. Вместе с оценкой в долларовом выражении международных резервов в части евро и фунтов стерлингов, их расходования для антикризисных мер общий объем золотовалютных резервов страны, достигнув рекордного уровня в 597 млрд, затем к началу декабря 2008 г. сократился до 453 млрд, или более чем на 140 млрд дол. И это произошло всего за четыре месяца. Столь ценные и, казалось бы, баснословные по величине резервы улетучиваются и тают буквально на глазах[2, c. 85].

Кроме того, удорожание доллара вызвало определенную панику среди населения, которое стало скупать доллары, заменять вклады в рублях на долларовые вклады, выводить рублевые вклады из банков, превращая эти средства в доллары и храня их дома. Пытаясь не допустить резкого, скачкообразного повышения курса доллара по отношению к рублю, Центральный банк вынужден был потратить значительную часть своих международных (золотовалютных) резервов.

Обострение структурных проблем финансовой системы России началось еще с 2007 г., когда ипотечный кризис в США затруднил доступ к международным финансовым ресурсам российским банкам, которые начали испытывать первые трудности с привлечением средств.

Катализатором кризиса российской финансовой системы стало обострение мирового финансового кризиса осенью 2008 г. В сентябре 2008 г. произошло одновременное краткосрочное ухудшение ряда факторов, включая падение цен на нефть, обострение политической ситуации вокруг Северного Кавказа, громкие банкротства американских банков. Все это привело к обострению ситуации в финансовой системе России: инвесторы начали массово покидать страну, переводя свои капиталы в финансовые центры США и Европы, произошел резкий обвал фондового рынка, фактически остановился рынок межбанковских кредитов, не выполнялись обязательства по сделкам РЕПО, обесценились залоги корпораций, предоставленные в ценных бумагах. Российские компании и банки фактически лишились доступа к мировым кредитным рынкам.

Очевидно, что привилегированные условия предоставления помощи государственным банкам негативно повлияли на ситуацию в первые недели кризиса. Но надо отдать должное монетарным властям: контрпродуктивная мера о выделении средств государственной поддержки только трем банкам с государственным участием была скорректирована в первую же неделю, и к аукционам Минфина России допустили 32 банка, а через пять недель была реализована дополнительная мера - беззалоговые аукционы, и доступ к ресурсам получили уже 116 банков[4, c. 124].

Пожалуй, российская банковская система по-прежнему находится на плаву после первой волны финансового кризиса благодаря грамотным и своевременным действиям государства в лице Правительства и Центрального банка. В начале кризиса им были предприняты экстренные меры по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы. В конце 2008 г. была определена и сейчас разрабатывается большая среднесрочная программа, призванная минимизировать негативное воздействие внешних факторов на экономику страны. Итогом всех принятых мер должно стать проведение качественной и эффективной антикризисной политики в банковском секторе. Пакет антикризисных мер для укрепления банковского сектора можно условно сгруппировать по семи направлениям[4, c. 128]:

монетарные меры (основная задача государства сейчас - подтвердить твердые намерения по поддержанию адекватного курса рубля и обеспечить его стабильность);

повышение капитализации банковской системы (мерами в данном направлении могут быть: введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков);

консолидация банковского сектора, которая призвана повысить устойчивость банковской системы и ее способность решать задачи по финансовому обеспечению отечественных производителей;

формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка;

расширение спектра государственных гарантий, что должно способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий, а объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане;

упорядочение рынка проблемных активов (в первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими);

повышение прозрачности и технологичности банковской системы, так как открытость и высокая эффективность российского банковского сектора в рамках глобальной экономики являются обязательными условиями успешной работы, направленной на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора России.

Срочные антикризисные меры принимались правительством и Центральным банком в целом своевременно и эффективно, что стабилизировало работу банковской системы. Однако сегодня необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Задача состоит не только в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации. Необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.


ГЛАВА 3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: УРОКИ КРИЗИСА


Можно сформулировать несколько уроков последнего кризиса, наиболее наглядно проявившихся как в нашей стране, так и во многих зарубежных государствах.

Первое - финансовый кризис, как правило, являвшийся следствием экономического кризиса, в современном мире способен стать его первопричиной. Поэтому для поддержания устойчивого развития экономики (или предотвращения ее спада) чрезвычайно важно стабильное и эффективное функционирование банковской системы, финансовых рынков, обеспечение их ликвидности, а также бесперебойности выполнения ими своих функций[11, c. 40].

Второе - к системным банковским кризисам, так же, как и к возникновению проблем у отдельных банков (особенно системно значимых), необходимо готовиться заранее, наделяя надзорный орган и других участников системы поддержания финансовой стабильности необходимыми полномочиями, широким инструментарием и достаточными ресурсами, включая механизмы раннего выявления проблемных банков (так называемые early warning systems), немедленного надзорного воздействия (такие, как prompt corrective actions), упорядоченной ликвидации системно значимых несостоятельных кредитных организаций. То, что мы наблюдали в первой фазе развития кризиса, - это были в большинстве случаев вынужденные действия, в условиях отсутствия заранее подготовленных инструментов урегулирования возникающих проблем. Так было и в США, и в Великобритании, и в России.

Третье - необходима комплексная система регулирования и надзора, обеспечивающая своевременное выявление и адекватное реагирование на системные риски и угрозы, возникающие из-за появления финансовых инноваций, распространения новых финансовых продуктов, изменения бизнес-процессов и практики деятельности финансовых организаций. Результатом осознания этой необходимости стало, в частности, создание Совета по надзору за финансовой стабильностью в США, Европейского совета по системным рискам, Совета по финансовому регулированию и системным рискам во Франции.

Четвертое - крупные, системно значимые банки и финансовые группы требуют особого режима пруденциального регулирования и надзора, а также урегулирования несостоятельности. При этом никакая финансовая организация не должна считаться «слишком большой и слишком сложной, чтобы обанкротиться». Недостаточная же эффективность консолидированного надзора в условиях непрозрачности структуры собственности и внутригрупповых взаимосвязей может увеличивать системные риски, подвергая угрозе устойчивость финансовой системы в целом[11, c. 42].

О необходимости особого внимания к системно значимым финансовым институтам свидетельствует как работа, проводимая в данной области Советом финансовой стабильности, опубликовавшим в ноябре 2010 г. рекомендации по усилению надзора за такими институтами3, так и решения «большой двадцатки», которая на своем саммите в Сеуле одобрила эти рекомендации, отметив, что для уменьшения моральных рисков, создаваемых системно значимыми финансовыми институтами, и решения проблемы «слишком крупных, чтобы обанкротиться» требуется комплексная система, сочетающая «механизм процедуры банкротства и другие меры, обеспечивающие возможность быстрой и безопасной ликвидации всех финансовых институтов без дестабилизации финансовой системы, не подвергая налогоплательщиков риску убытков; требование о том, что системно значимые финансовые институты … должны иметь более широкий ряд инструментов для покрытия убытков с тем, чтобы учесть больший риск, который банкротство этих фирм создает для глобальной финансовой системы; прочную базовую инфраструктуру финансового рынка для уменьшения риска цепной реакции, связанного с банкротством отдельных фирм; и другие дополнительные пруденциальные и иные требования, устанавливаемые национальными органами, которые в некоторых ситуациях могут включать дополнительные отчисления ликвидных средств, более жесткие ограничения крупных открытых позиций, сборы и структурные меры».

Следует отметить, что нашей стране в этой сфере предстоит еще многое сделать. Было бы целесообразно определить понятие «системно значимого финансового института (группы)»; нуждается в более четкой проработке политика государства в отношении таких организаций. Действие Федерального закона от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», наделившего Банк России и Агентство по страхованию вкладов (далее - Агентство) широкими полномочиями по санации банков, пока ограничивается 2011 годом. Кроме того, закон касается только банковских институтов, но не финансовых групп[15, c. 3].

Пятое - за видимыми проблемами с ликвидностью, которые обострились в период кризиса и сподвигли правительства и центральные банки к оказанию беспрецедентной поддержки большому числу банков, зачастую скрываются реальные внутренние проблемы, а именно чрезмерно рискованная политика банков. Свидетельством этого может служить ситуация в российском банковском секторе. Центральному банку и Правительству Российской Федерации удалось достаточно быстро и эффективно решить проблему с ликвидностью банковского сектора, но глубинные проблемы, связанные с низким качеством активов, во многом остаются не разрешенными. Так, удельный вес просроченной задолженности перед российскими банками составляет на 1 января 2011 г. 5,6% по кредитам нефинансовому сектору и 7,3% по кредитам физическим лицам. Практика работы Агентства по страхованию вкладов также свидетельствует о том, что реальность намного печальнее картины, которая у всех на виду. Типичный пример - банк «ВЕФК», входивший в число 50 крупнейших российских банков. Проведенный детальный анализ состояния активов этой кредитной организации, переданной Агентству для санации, выявил, что ее кредитный портфель состоял, в основном, из необеспеченных кредитов связанным лицам, что стало основанием для возбуждения уголовного дела в отношении контролировавшего банк лица.

И, наконец, шестое - эффективное функционирование системы страхования вкладов способно оказывать значительное стабилизирующее влияние на банковскую систему и социальную стабильность в обществе. Это подтверждает и отечественный опыт, и мировая практика в целом. Не зря в числе основных документов, которые Форум финансовой стабильности (предшественник Совета финансовой стабильности) в апреле 2008 г. поручил подготовить Базельскому комитету по банковскому надзору и Международной ассоциации страховщиков депозитов, был комплекс международных принципов для эффективных систем страхования депозитов. Эти принципы, одобренные в июне 2009 г., теперь будут использоваться Международным валютным фондом и Всемирным банком для оценки национальных финансовых систем. Для нас они - ориентир в планах развития российской системы страхования вкладов.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Банковский кризис, вне зависимости от конкретной формы и классификационных свойств, характеризуется, как правило, реактивным, нарастающим по законам экспоненты увеличением в кредитных портфелях банков доли сомнительной и безнадежной ко взысканию задолженности, затронутой кризисными «метастазами», нарастанием их убытков, девальвацией реальной стоимости банковских активов. Макроэкономические факторы и проблемы являются основными причинами банковских кризисов, поскольку макроэкономическая среда определяет поле деятельности банков. Банковский кризис возникает при синхронном проявлении накопленных проблем большинства банков, которые могут быть обусловлены только резкими изменениями внешних, по отношению к банковской системе, условий. Предотвращение негативного влияния кризиса на банковскую деятельность, противодействие его последствиям - основная задача как банковского риск-менеджмента, функционирующего в каждом конкретном банке на постоянной основе, так и высшей финансовой власти государства, заинтересованной в эффективном функционировании банковской системы страны в целом.

Россия стала далеко не первой страной, столкнувшейся с масштабным финансовым кризисом и кризисом банковской системы в частности. Мировой опыт банковских кризисов обширен. В мире практически не осталось страны, не испытавшей его влияния. Для любого банка, как и для банковской системы в целом, важным является предвидение кризисных ситуаций и снижение их негативных последствий до минимального уровня. Что наиболее актуально в условиях разрастающегося мирового финансового кризис, когда проблемными могут стать значительное число банков.

События кризиса 2008 года и последних лет во многом поучительны и заставляют серьезно задуматься о том, какие уроки мы должны извлечь, как сделать российскую банковскую систему и весь финансовый сектор более устойчивыми и лучше отвечающими потребностям развития общества и модернизации экономики, как подготовиться к возможным в будущем периодам финансовой нестабильности.

Последний кризис привел к осознанию пробелов, слабых мест как в функционировании финансовых институтов, включая банки, так и в регулировании их деятельности. Процесс осмысления полученных уроков и выработки механизмов, которые позволят избежать повторения глобальных кризисов, смягчения последствий кризиса, активно идет как в России, так и во всем мире. Развернулось беспрецедентное по своим масштабам международное сотрудничество на всех уровнях, включая президентов и глав правительств, министров финансов и руководителей центральных банков, банковских регуляторов и страховщиков депозитов из разных стран. Их усилия нацелены на то, чтобы сделать мировую финансовую систему менее подверженной кризисам, а национальные банковские системы эффективнее, устойчивее и прозрачнее.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Алексеев М.Ю. Проблемы развития российской банковской системы в кризисный период // Банковское дело. - 2009. - № 5.

Андрюшкин С.А. Состояние банковского сектора и антикризисные меры правительства России // ЭКО. - 2009. - № 4.

Банковская система Российской Федерации в условиях влияния мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. / В.В. Пивоваров. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

Греф Г. Российская банковская система в условиях глобального кризиса // Вопросы экономики. - 2009. - № 7.

Гринспен А. Эпоха потрясений: Проблемы и перспективы мировой финансовой системы: пер. с англ. 2-е изд., доп. - М., 2009.

Делягин М.Г. Как самому победить кризис. Наука экономить, наука рисковать: простые советы. - М., 2009.

Делягин М.Г., Шеянов В.В. Мир наизнанку: Чем закончится экономический кризис для России? М., 2009.

Кожура О.М. Ипотечный кризис в США и его влияние на экономическую ситуацию в мире // Сибирская финансовая школа. - 2009. - № 1.

Лэвен Л. Системные банковские кризисы: новые данные // Банки: мировой опыт. - 2008. - № 6.

Мамедов З.Ф. Анатомия финансового кризиса. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.

Мурычев А.В. Извлекая серьезные уроки // Банковское дело. - 2008. - № 10.

Национальный доклад: Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия. - М., 2008.

Свириденко Г.О. Проблемы и перспективы поддержания банковской системы России в условиях кризиса: уроки истории и современность // Экономические науки. - 2009. - № 8.

Стратегии выхода из банковского кризиса: международный опыт / К. Юлдаева и др. // Экономическая политика. - 2009. - № 3.

Турбанов А.В. Российская банковская система на современном этапе // Деньги и кредит. - 2011. - № 2.

Хмыз О.В. Мировая банковская система во время финансового кризиса // Финансы и кредит. - 2009. - № 30.

Юдин И.Н. Причины банковских кризисов и поведение государства // ЭКО. - 2009. - № 2 (416).