Универ

Library

Разработка учебного плана по физической культуре

Организационная Культура Диплом , Комплексная Контрольная Работа 3 Класс , Примерный План Дипломной Работы , Лыжные Ходы Реферат , Комплексная Контрольная Работа 4 Класс , Решить Контрольную По Математике , Комплексная Контрольная Работа 1 Класс

Введение

урок физический воспитание педагогический

Основной формой организации систематических занятий по физической культуре совершенно обоснованно является урочная форма. Именно уроки являются наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий физическими упражнениями.

Все другие формы - неурочные, не имеют ряда типичных и очень важных признаков, которыми характеризуется урок физической культуры. Поэтому, несмотря даже на то, что по многим своим характеристикам некоторые другие формы превосходят урок (например, по общему времени, объему и интенсивности нагрузок, количеству занятий в неделю), играют всё же вспомогательную роль и служат дополнением к урокам.

В системе физического воспитания они наиболее широко представлены в общем, обязательном курсе по программам образовательно-воспитательных учреждений, особенно школьных. Во многом аналогичные признаки имеют занятия урочного типа, организуемые под руководством специалистов в добровольном физкультурном, в частности спортивном движении (в секциях коллективов физической культуры, спортивных клубах, сборных командах и т.д.).

Однако они характеризуются и определенными особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависят от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающий, а также от особенностей регулирования бюджета свободного личного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностей. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, предоставляют для этого наиболее благоприятные возможности[6].

Цель - исследование школьного урока физической культуры как основной формы учебной работы.

Задачи исследования:

описать характерные черты урока физической культуры;

определить педагогические требования к уроку физической культуры;

представить классификацию урочных форм занятий по физической культуре;

рассмотреть управление нагрузками на уроке физической культуры;

охарактеризовать особенности домашнего задания по физической культуре;

описать пути и средства нравственного, трудового и эстетического воспитания на уроках физической культуры;

провести анализ особенностей планирования урока физической культуры на год, четверть, урок.

проанализировать особенности проведения анализа урока;

охарактеризовать пути повышения эффективности урока физической культуры.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория содержания общего образования, разработанная в трудах В.В. Краевского, Ф.Б. Сушковой, согласно которой в основе обоснования содержания образования должны быть положения о единстве содержательной и процессуальной сторон обучения; концепции физического воспитания и обязательного минимума содержания среднего П.Ф. Лесгафта, Л.П. Матвеева, Ю.Д. Железняка, В.И. Ляха, Б.А. Ашмарина.

Методы исследования - анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.

1. Урок как основная форма организации учебной работы


.1 Характерные черты урока физической культуры и его специфические особенности


Урок физической культуры в школе является ведущей формой организации учебной работы. Он проводится по расписанию и с постоянным составом учеников. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Урочная форма занятий предоставляет возможность учителю применять разнообразные методы работы, обеспечивая наилучшие результаты обучения и воспитания. Каждый урок представляет собой относительно законченное мероприятие и является звеном целой системы уроков [30].

Под системой уроков физической культуры понимают цепочку уроков в логической последовательности (на основе педагогических задач), построенных друг за другом и направленных на прохождение учебного материала, то есть вооружение учащихся знаниями, двигательными умениями и навыками. Может иметь место построение системы уроков в изучении бега, прыжков и метаний. При этом необходимо правильно увязать темы между собой, определить объем учебного материала на каждый урок с учетом этапа обучения двигательным действиям, требованиями положительного или отрицательного переноса двигательных навыков, подготовленности учащихся класса к выполнению упражнений в основной части урока. Учителю надо стремиться к созданию моделей обучения двигательным действиям, что значительно повысит эффективность обучения, сэкономит время для решения других педагогических задач.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

В классно-урочной системе основной формой учебных занятий является урок, в том числе и по предмету «Физическая культура и здоровье». Уроки являются обязательными для всех учащихся и должны обеспечивать прочные знания, умения и навыки, предусмотренные государственной учебной программой. Уроки являются обязательными для всех учащихся и должны обеспечивать прочные знания, умения и навыки, предусмотренные государственной учебной программой. На уроках имеются условия для решения всех задач физического воспитания школьников [22]. Характерными чертами урока, которые отличают его от других форм, являются:

Ярко выраженная дидактическая направленность, обусловленная решения образовательных задач;

Руководящая роль учителя на уроке;

Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки;

Постоянный состав учащихся и их возрастная однородность;

Обязательность урока для учащихся и проведение согласно расписанию.

Уроки физической культуры имеют свои специфические особенности по сравнению с уроками других предметов:

Они могут проводиться в разных условиях (спортивном зале, на спортивной площадке, в бассейне, на лыжне и т.д.), где дети не ограничены в движениях так, как в классе за партой;

Учащиеся занимаются в спортивной форме, соответствующей месту занятий, погодным условиям и особенностям учебного материала и находятся в различных температурных условиях;

Уроки физкультуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействий на организм учащихся и требуют индивидуального подхода к детям;

Учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда ученики вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива, что способствует решению воспитательных задач.

Современный урок физической культуры должен отвечать научно - педагогическим требованиям, без выполнения которых не мыслится высокое качество его проведения. Высокое качество урока - залог успешной работы педагога по физической культуре в школе.

Школьные уроки физической культуры обязательно должны быть инструктивными, т.е. дающими знания и умения школьникам для самостоятельных занятий [12].

Содержание и структура школьного урока

В уроке физической культуры принято выделять 2 взаимосвязанные стороны - структуру и содержание.

В содержание школьного урока входит 4 компонента:

Предметное содержание - физические упражнения, обусловленные конкретными учебно-воспитательными задачами;

Руководящая деятельность учителя;

Деятельность учащихся;

Воспитательно-образовательное содержание как результат совместной деятельности учителя и учащихся.

Структурой принято называть упорядоченность компонентов содержания. В ней выделяют 3 уровня (этапы построения урока):

Макроструктура - деление урока на наиболее крупные обязательные взаимосвязанные части;

Мезоструктура - последовательность и взаимосвязь упражнений каждой из частей урока и взаимосвязь между частями урока;

Микроструктура - взаимосвязанная последовательность действий учителя и учащихся по решению задач урока (методы, методические приемы, установка и уборка оборудования и т.д.).

1.2 Педагогические требования к уроку физической культуры


Урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:

Каждый урок должен быть правильно методически построен по структуре и содержанию;

Урок должен представлять собой целостное завершенное занятие логически связанное по содержанию и логических установках с предыдущими и последующими уроками. Изучая новое необходимо повторять и закреплять ранее изученное и готовиться к освоению последующего;

Урок необходимо рассматривать как звено непрерывной цепи урока в течение четверти, полугодия и учебного года;

На каждом уроке необходимо комплексно решать конкретные задачи по 4 основным компонентам:

Изучение знаний;

Освоение двигательных действий;

Развитие физических качеств;

Овладение навыками и умениями самостоятельных занятий;

Необходимо целесообразно использовать время урока, обеспечив высокую моторную плотность, динамичность, эмоциональность, образовательную и оздоровительную направленность занятий. Паузы отдыха должны носить активный характер анализа ошибок, мысленное проектирование действий;

При проведении уроков нужно использовать разнообразные методы организаций занятий, особое внимание следует уделять методам, побуждающим к творческой активности на занятии;

Влияние каждого урока должно быть разносторонним, усилия необходимо варьировать, обеспечивая оптимальный уровень работоспособности;

Необходимо обеспечить связь изучаемого материала с нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием в зависимости от условий урока;

Необходимо обеспечить индивидуальный подход с учетом их здоровья, физического развития, пола и двигательной подготовленности;

Обязательным условием каждого урока является обучение двигательным действиям и развитие двигательных качеств;

Если на уроке используются упражнения и команды, необходимо правильно и четко их отдавать и добиваться четкого и правильного выполнения, уделяя особое внимание осанке, подтянутости и выправке. Если таких команд нет, урок можно провести без них;

Для формирования навыков, умений самостоятельных занятий необходимо систематически давать и проверять домашние задания;

Уроки физической культуры должны правильно сочетаться с уроками по другим предметам в течение учебного дня и в течение учебной недели;

При проведении занятий необходимо строго соблюдать требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования [4].

В работе нужно основываться на трех принципах.

Принцип сознательности и активности. Его реализация в практической деятельности предполагает: формирование осмысленного отношения, как к общей цели, так и к конкретным задачам и упражнениям урока; поощрение умений и попыток анализировать и контролировать свою деятельность при выполнении физических упражнений; развитие самостоятельности и творческих способностей школьников.

Принцип индивидуализации. Реализация этого принципа базируется на создании условий для самоизучения учебного материала; обучении умениям учитывать свои индивидуальные особенности; обучении способам самосовершенствования.

Принцип системности и целесообразности реализуется при помощи четкого определения места и значения каждого вопроса задания, блока упражнений в структуре урока и системе обучения в целом.

1.3 Классификация урочных форм занятий и типы школьных уроков


Существует большое количество классификаций урочных форм занятий в зависимости от того, какой признак положен в основу каждой из них:

По целевой направленности (цели занятий) различают:

Уроки ОФП (общей физической подготовки);

Уроки специальной и прикладной физической подготовки (военно-прикладной);

Спортивно-тренировочные уроки;

По направленности на решение задач оптимизации здоровья различают:

Уроки ЛФК (лечебной физической культуры);

Профилактические уроки;

Реабилитационные уроки;

Компенсаторные занятия (рекреационные уроки - активный отдых);

В зависимости от этапа учебно-воспитательного процесса различают:

Вводные уроки;

Базовые уроки;

Изучение, повторение учебного материала;

Развивающие, поддерживающие уроки;

Контрольные, учетные, зачетные уроки;

Комбинированные (смешанные) уроки;

По предмету (содержанию) занятий различают:

Уроки с однопредметным содержанием (легкая атлетика, гимнастика, плавание);

Комплексные (с разнопредметным содержанием) уроки (гимнастика + волейбол);

Методические уроки (подготовки будущих учителей и повышение их квалификации).

К типам школьных уроков относятся уроки по классификации в зависимости от этапа учебно-воспитательного процесса. Сюжетные уроки проводятся в начальных классах на основе сказки, рассказа. Уроки интегрированные - это уроки с использованием материала по другим предметам (литературы, математики) [6].


1.4 Управление нагрузками на уроке физической культуры


Нагрузкой в физических упражнениях называют величину воздействия их на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

Под дозированием нагрузки понимается назначение и поддержание определенной меры усилий при выполнении упражнения, а также при необходимости изменения назначенной меры. При управлении нагрузками необходимо придерживаться следующих методических положений:

Дозировка зависит от педагогических задач, особенностей упражнения и условий их применения;

Не рекомендуется ориентироваться на стандартные величины нагрузок, хотя допустимо использовать хорошо проверенные образцы в их применении;

Назначение и регулирование нагрузки производится на основе теоретических глубоких знаний;

Необходимо наблюдать и учитывать дыхание и ЧСС (частоту сердечных сокращений), окраску кожных покровов, координацию движений, внимание, характер реакции на неожиданные раздражители;

Обязательно нужно учитывать жалобы и высказывания учеников, резкое снижение работоспособности;

Нужно проявлять максимальную наблюдательность, быть осторожным при выводах на жалобы при утомлении [5].

Существуют разные способы дозирования нагрузок:

Уменьшение или увеличение количества повторений;

Изменение амплитуды движений;

Уменьшение или увеличение скорости движений, темпа;

Изменение продолжительности;

Увеличение или уменьшение длины дистанции;

Использование дополнительной весовой нагрузки, использование сопротивления упругих или жестких ограничений;

Усложнение рельефа, пути перемещения;

Изменение характера преодолеваемых препятствий;

Усложнение или облегчение исходных и заключительных положений.

Учет возрастных, психофизиологических и личностных особенностей учащихся. Грамотное распределение индивидуальной физической нагрузки во время урока.

Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания - одно из главных требований урока.

Восхождение к качеству учебно-воспитательного процесса немыслимо без реализации этих требований в практике работы учителя физической культуры.

Дифференциация обучения предполагает определение четких заданий мальчикам, девочкам, юношам, девушкам, отдельным группам учеников (основной, подготовительной) одного и того же возраста, примерно одинаковых по уровню подготовленности с целью достижения оптимального эффекта в решении педагогических задач. Готовясь к занятию, следует продумать дифференцированные задания для учащихся, особенно в основной части урока. Целесообразно делить учащихся в основной части урока на небольшие отделения, группы, команды, распределять школьников для выполнения упражнений по парам.

Индивидуализация обучения заключается в осуществлении индивидуального к каждому ученику подхода в процессе обучения и воспитания. Известный педагог А.С. Макаренко уделял большое внимание этому и рекомендовал предоставить возможность каждому ученику раскрыть свои способности, сохраняя индивидуальность. Необходимо тщательно изучать своих учеников, знать их общие черты и индивидуальные особенности [12].

Систематическое повторение ранее пройденного учебного материала осуществляется для более прочного формирования двигательных умений и навыков, особенно тех, которые составляют основу движений человека в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании, перелезании и др. Это одно из важных требований урока физической культуры.

На уроках физической культуры надо осуществлять текущее повторение с целью предупреждения забывания ранее пройденного материала и закрепления двигательных действий. Обобщающее повторение проводится в конце обучения движениям (окончание прохождения темы, четверти, полугодия). Оно ставит задачей систематизацию двигательных умений и навыков, приобретенных за какой-либо отрезок времени. Заключительное повторение проводится после изучения темы, перед выполнением упражнений на оценку.

Педагогический контроль над уровнем физической подготовленности школьников

Постоянный педагогический контроль за усвоением учебного материала дает информацию о качестве овладения движениями, уровнем развития физических качеств, воспитанности школьников. На каждом уроке должен проводиться опрос и вызов учеников с целью демонстрации заданных на дом для закрепления упражнений, выявления теоретических знаний. Наблюдения учителя за группой учеников и отдельными школьниками позволяют оценивать действия учеников, проставлять оценки. Каждая оценка ученика должна быть обоснована, прокомментирована.

Физическая подготовленность - уровень достигнутого развития физических качеств, формирование двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач (физическая подготовленность десантников, спортсменов, учащихся) [9].

Для контроля используются следующие способы:

Анализ данных медицинских осмотров, состояния здоровья, физического развития школьников;

Педагогические наблюдения;

Проверочные испытания (сдача учебных нормативов предусмотренной программой, бег 30, 60 м);

Тестирование физической подготовленности.

Проводится в начале 1-ой четверти (через 1,5-2 недели от начала учебного года) и в конце 4 четверти (за 1-2 урока до конца учебного года). Для этого используются следующие тестовые упражнения:

Наклон вперед из положения сидя на полу;

Подтягивания на высокой перекладине (мальчики);

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (девочки);

Бег 30 метров;

Челночный бег 49 м;

Прыжок в длину с места;

Бег на длинные дистанции от 500 до 1500 метров.

В течение 1 урока используются не более 2-ух тестовых упражнений.

Ученики 1-ого класса выполняют тестовые упражнения только 1 раз в учебном году в мае. Ученики 2-4 классов тестируются 2 раза - в сентябре и мае.

В 1-2 классах проводится безотметочное оценивание учащихся. В 3-4 классах результаты тестирования не учитываются при выставлении отметок за четверть и учебный год. В 1-4 классах тесты имеют отличия. Поднимание туловища для девочек проводится за 30 секунд, а для мальчиков вис на согнутых руках. Бег на длинные дистанции может состоять по выбору из 6-минутного бега или бега на 800 метров (мальчики 1-2 классе), 500 метров девочки или 800 девочки, мальчики 1000 метров (3-4 классы).

Тестирование 5-11 классов отличается следующим: используется поднимание туловища из поднимания лежа у девочек за 1 минуту, подтягивания в висе у мальчиков. Отсутствие 6-минутного бега, вместо него 1000 метров у мальчиков и девочек (5-8 класс), мальчики 1500 метров и девочки 1000 метров (9-11 классы) [9].


1.5 Домашнее задание по физической культуре


Инструктивно-методическими документами и учебными программами предусмотрены по предмету «Физическая культура и здоровье» домашние задания. Они являются логическим продолжением и дополнением учебной работы. Домашние задания могут быть 3 видов:

·Задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплекса упражнений;

·Задания, связанные с развитием двигательных качеств;

·Задания по самостоятельному усвоению теоретических сведений.

Сроки, на которые они даются, могут длиться от 1-2 недель (1, 3 виды) до 1-2 месяцев (2 вид). Они записываются в классный журнал в графу «Домашние задания», кратко, с обязательным указанием сроков контроля.

На уроке упражнения для домашних заданий должны быть изучены. Ученики должны знать правила безопасности для их выполнения. На выполнение домашних заданий должно ежедневно затрачиваться не более 30 минут. Упражнения должны быть травмобезопасными, известными, не требующими специальных условий и страховки.

В качестве домашних заданий на развитие двигательных качеств могут быть: упражнения со скакалкой, другие прыжковые, беговые, с гантелями, обручами, сгибание-разгибание рук, туловища, комплексы утренней гимнастики. По овладению двигательными навыками могут использоваться упражнения подвижных и спортивных игр, лыжного спорта, ритмической гимнастики, равновесие и т.д.

Выполнение домашних заданий учениками предусмотрено программой физического воспитания. Учитывая их обязательность в формировании двигательного режима ученика, следует планировать систему заданий в четверти, регулярно проверять их выполнение, ставить оценку в классный журнал. Домашние задания не должны вызывать случаи травматизма учеников. Они рассчитаны на доступность и самостоятельность выполнения их учениками дома, во дворе и т.д. к выполнению домашних заданий ученик должен быть подготовлен на уроках физической культуры [15].


1.6 Пути и средства нравственного, трудового и эстетического воспитания на уроках физической культуры


Учебно-двигательная деятельность по предмету «Физическая культура и здоровье» имеет большие возможности для решения задач нравственного воспитания. Нравственная сущность человека проявляется в единстве его сознания, поведения и чувств. Нравственность как стержневое качество человека требует усвоения нравственных знаний, понятий, которые являются предпосылками осознания учениками своих обязанностей и привычек поведения. Учитель физкультуры должен владеть методикой передачи знаний по вопросам морали и обеспечения связей. Формирование нравственного сознания преимущественно связано с методами словесного воздействия на личность. Итогом их применения должно явиться преобразование нравственных понятий в жизненную позицию, нравственные убеждения школьника.

Эффективность нравственного воспитания учитывается степенью слияния понимания школьником нравственных норм и его поведения. Основная проблема нравственного воспитания - разрыв нравственного воспитания и нравственного поведения [7].

Нравственное поведение складывается из поступков, в основе которых лежат знания и убеждения. Создание ситуации выбора в воспитании - это важнейший путь превращения нравственных знаний в поступок. Физическая культура содержит огромные возможности для воспитания сугубо человеческих качеств - силы воли, смелости, коллективизма, умение терпеть и т.д.

Важное место принадлежит приобретению нравственных привычек, их разделяют на:

·Индивидуальные;

·Социальные.

Процесс формирования нравственных привычек требует соблюдения правил:

·Нужно знать какие привычки отсутствуют, и выбирать к формированию только ту, в которой ученик больше всего нуждается;

·Необходима опора на положительный образец ребятам;

·Необходимы ежедневные упражнения с применением этих привычек;

·Ко всем ученикам надо соблюдать единые требования при любых формах физического воспитания;

·Во всех формах необходим контроль;

·Очень сложно разрушать вредные привычки, здесь важно добиться отрицательного отношения к ней у самого ученика, и очень важна реакция других учащихся (группы, коллектива и т.д.).

Формирование нравственного поведения и привычек требует использования методов педагогической коррекции (поощрение и наказание).

Эффективность воздействия методов в большой мере зависит от авторитета учителя. При непререкаемом авторитете учителю не обязательно даже применять наказание, при отсутствии авторитета самое строгое наказание окажется нейтральным [17].

Содержание учебно-двигательной деятельности имеет много ситуаций для выражения чувства мужского достоинства, уважения к девушкам, верности, долга, ответственности, гордости, стыдливости, совести.

Совесть - это группа чувств, позволяющая человеку совершать поступки лично ему не только не полезные, а даже опасные, но в целом полезные сообществу людей.

Нравственное воспитание на уроках физической культуры может осуществляться посредством воздействия словом, применением методов: убеждения (одобрение, поощрение, отрицание), предъявления педагогических требований (прямых и косвенных). Воздействие посредством наглядности с использованием примеров, положительных (педагога и ученика) и отрицательных. Нравственное воспитание осуществляется также посредством специфических средств физического воспитания, к которым относят практическое приучение (выполнение требований спортивной этики, моральных норм) и противодействие их нарушению, а также волевой подготовки.

Эффективности применения методов воспитания способствуют опора на общественное мнение или коллектив и на правила внутреннего распорядка.

Физическое воспитание обладает большими возможностями для формирования поведения, которые приносит человек личные эстетические удовлетворения и не приносит неудобства другим. В эстетическом воспитании на уроках физкультуры также используют воздействие словом для формирования знания о красивом, эстетической оценке упражнений, приучении к творчеству двигательной деятельности.

Важное значение имеет и принцип наглядности, который носит эмоционально выразительных показ технически совершенных упражнений и действий, а также использование различной динамической и статической информации (видео).

Для эстетического воспитания используют также специфические средства физического воспитания - приучение к культуре движений, воспитание стремления к красоте тела, выразительности движений с использованием музыки, эстетически оправданному поведению. Очень важное значение имеют в эстетическом воспитании объективные условия физического воспитания (образцовая постановка учебного процесса, прекрасно оформленная материально техническая база, использование музыкальных произведений и т.д.).

Важное значение физическое воспитание играет и для подготовки учащихся к учебной деятельности. Сущностью многих видов труда являются произвольные движения, которые составляют основу физического воспитания. Многообразие физических упражнений, их разностороннее воздействие на организм является основой для подготовки школьников к трудовой деятельности. Подготовка учащихся к трудовой деятельности на уроках физической культуры осуществляется посредством слова с использование бесед, рассказов и положительной оценки активности учащихся, воздействием посредством наглядности, применением примеров, а также специфическими средствами физического воспитания: приучение к трудовой деятельности на уроке, высокой моторной плотностью урока, подготовкой инвентаря, установкой и уборкой оборудования и т.д. Способствуют повышению эффективности объективные условия: дежурство в раздевалке, уборка спортивного зала, ремонт инвентаря, субботники по оборудованию спортивной базы [25].

Обеспечение психологических условий ведения урока.

Является фактором повышения активности учеников, сознательного отношения их к усвоению знаний. Умений и навыков. Создание благоприятной и доброжелательной обстановки на уроке в сочетании с формированием мотивации к занятиям физическими упражнениями влияет на результативность работы школьника и педагога. Со временем вырабатывается стиль педагогической деятельности учителя физической культуры.

В конце каждого урока или его части важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке.

. Можно предложить ответить на следующие вопросы:

. Доволен ли ты тем, как прошел урок?

. Было ли тебе интересно?

. Сумел ли ты получить новые знания?

. Ты был активен на уроке?

. Ты с удовольствием будешь выполнять домашние задания?

. Учитель был внимателен к тебе?

. Можно выдать карточки трех цветов:

красного цвета обозначает «Я удовлетворен уроком, урок полезен для меня, я с пользой хорошо работал на уроке, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»

желтого цвета обозначает «Урок был интересен, я принимал активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, на уроке для меня было достаточно комфортно»

зеленого цвета обозначает «Пользы от урока я получил мало»

. В конце недели можно провести опрос ученики знаками «+» и «-» выражают свое отношение к учебному предмету [22].

. Уровень предъявляемых требований меня устраивает.

. Я доволен оценками, которые мне выставляют.

. Я с удовольствием иду на урок.

. Меня устраивает рабочий порядок во время урока.

. После уроков я всегда выхожу с приятной усталостью.

. Учитель понимает меня и некогда не кричит.

. Учитель часто дает интересные задания.

. Я выполняю домашнее задание систематически, в основном оно не вызывает затруднений.


2. Планирование уроков физической культуры


2.1 Планирование учебно-воспитательного процесса на учебный год


Годовой план-график является общим документом планирования, в котором в самых общих чертах определяется порядок размещения учебных занятий (УЗ), связанных с выполнением требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, с решением задач по развитию различных физических качеств, сдачей контрольных нормативов по физической подготовке и выполнению домашних заданий в течение учебного года [23].

Для того, чтобы составить такой план, учитель должен проделать ряд технических операций:

  1. Изготовить (расчертить) графическую форму плана.
  2. Переписать из программы в левую половину плана-графика основные требования к знаниям, двигательным умениям, задачи по развитию физических качеств. В две нижние строки плана вписать УЗ по нормативам и домашним заданиям.

После этого начинается собственно методическая, творческая работа учителя по размещению УЗ в план-графике с учетом сезонно-климатических условий, особенностей планируемого учебного материала (взаимодействие УЗ, степень их сложности и трудности) и физических возможностей учеников класса. Исходя из сезонно-климатических условий Республики Беларусь целесообразно планировать УЗ по ходьбе, прыжкам, метаниям и спортивным играм в I и IV четвертях; лазанье, акробатические, танцевальные и другие упражнения - во II четверти; лыжи - в III четверти (период устойчивого снежного покрова); плавание - в любой четверти при наличии условий для этих занятий. Строевые и общеразвивающие упражнения по организационно-методическим соображениям (построения, перемещения занимающихся, разминка и т.д.) обычно планируются на каждом уроке в течение всего учебного года.

Целесообразная последовательность в планировании работы, направленной на развитие физических качеств, определена в программе, ею и следует руководствоваться при разработке годового плана-графика. Исходя из этого, развитие общей выносливости и ориентировки в пространстве (координационная способность - КС) учащихся III класса можно запланировать на I четверть, развитие силы рук и статического равновесия (КС) - на II четверть, развитие общей выносливости (повторно), быстроты и точности (КС) движений - на III четверть, а скоростно-силовых качеств, быстроты двигательной реакции, силовой выносливости и ориентировки в пространстве (повторно) - на IV четверть. [6].

Развитие общей выносливости следует планировать обязательно в двух четвертях - подряд либо с разрывом, так как это качество имеет базовое значение для повышения физической подготовленности, расширения функциональных возможностей организма и укрепления здоровья ребенка.

Получение домашних заданий планируется на первые уроки каждой четверти, а сдача нормативов по физической подготовленности - на 5-6 уроки I четверти, на 2 последних урока каждой четверти учебного года. УЗ, связанные с получением специальных знаний, распределяются по урокам с учетом их общей значимости для формирования физической культуры ребенка, а так же в связи с необходимостью их получения для более эффективного овладения практическим материалом программы. Например, знания о влиянии вредных привычек на здоровье человека необходимы для формирования представления ребенка о здоровом образе жизни, и поэтому их изложение планируется уже на начало учебного года с периодическим возвращением к ним в каждой четверти.

Знания о правильном дыхании при беге и ходьбе на лыжах планируются на уроках сопряжено с изучением практического материала - обучением технике бега или ходьбы на лыжах [7].

После того, как определена рациональная последовательность прохождения материала программы, следует определить реальную продолжительность циклов (количество смежных уроков), необходимых для освоения тех или иных УЗ и решения задач по развитию различных физических качеств. Циклы по обучению двигательным умениям включают, как правило, 10-12 уроков (3-4 недели) и по продолжительности примерно в два раза короче циклов, связанных с развитием физических качеств. Такая продолжительность циклов хорошо согласуется с количеством уроков в каждой четверти. При этом в каждой четверти один цикл, связанный с развитием физических качеств (развивающий цикл), совпадает по длительности с двумя обучающими циклами.

Не следует перегружать уроки большим количеством учебного материала. Обычно содержание материала программы планируется так, чтобы каждый отдельный урок включал не более 2-3 задач, связанных с развитием физических качеств, и 3-4 задачи обучающего характера. В I и II четвертях следует в соответствии с программой 75-80% времени уроков отводить на обучающие циклы, а в III и IV четвертях - до 50% времени - на развивающие циклы. Факт включения того или иного программного материала в уроки обозначается в годовом плане-графике каким-либо условным знаком - крестиком (х), плюсом (+), кружочком (о) или буквенными обозначениями [9].


2.2 Планирование учебно-воспитательного процесса на учебную четверть


Поурочный четвертной план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях и должен включать в себя следующие обязательные элементы: конкретные учебно-воспитательные задачи уроков; учебные задачи для их решения (теоретические сведения и физические упражнения, основные способы их применения, дозировку и т.п.).

Разработка плана на четверть начинается с определения и четкого формулирования учебно-воспитательных задач. Сначала определяются общие, стержневые задачи учебно-воспитательного процесса в данной четверти. Для этого необходимо выделить основной (с точки зрения сложности освоения или значимости для физического развития) учебный материал. Затем следует ознакомиться с программой по всем годам обучения в школе с целью установить, например, какие двигательные действия, имеющие общие с изучаемым, были пройдены в предыдущие годы и какие будут изучаться в последующие. Далее следует установить уровень знаний, умений, навыков, необходимых двигательных или волевых качеств, определяющих возможности занимающихся, овладеть учебным материалом программы, наметить технику физического упражнения, которую планируется разучить, или уточнить виды двигательных способностей, подлежащие развитию. Все это позволит выяснить, следует ли планировать весь процесс обучения двигательному действию или только какие-то его этапы или развивать определенные двигательные способности, воспитывать необходимые черты характера и поведения ученика. Кроме того, это даст возможность конкретизировать в дальнейшем задачи для отдельных уроков [9].

Только после этого следует переходить к формированию общих задач учебно-воспитательного процесса на четверть. Общие задачи записываются в четвертном плане вместе с количественными показателями, которых должны достичь занимающиеся в результате обучения или развития двигательных качеств. Например:

«Обучить подъему переворотом из виса (три подъема подряд)» или «Развить силовую выносливость мышц плечевого пояса для лазания по канату (вис на канате на согнутых руках в течение 7 с)».

При формулировании задач в документах планирования необходимо соблюдать ряд правил.

Задачи обучения (образовательные) должны отражать деятельность преподавателя, быть предельно конкретными, точно определяющими этап процесса обучения двигательному действию, доступными для решения в рамках ограниченного времени урока. Информацию об этом можно заложить в формулировку задачи, указав в начале наименование соответствующего этапа процесса обучения. Если на уроке решается задача первого или второго этапа обучения, то формулировка такой задачи чаще всего должна давать определенный ответ на вопрос: «Какую часть физического управления конкретно должен изучить с учащимися учитель?». Например: «Разучить исходное положение для верхней прямой подачи мяча» (первый этап), «Разучить направляющее движение кистью при верхней прямой подаче мяча» (второй этап).

При определении задач урока, относящихся к третьему этапу процесса обучения двигательному действию, их формулировки также должны четко отвечать на вопросы: «Что именно в данном физическом упражнении или в каких конкретных условиях это упражнение совершенствуется на данном уроке?». Например: «Совершенствовать стабильность верхней прямой подачи мяча» или «Совершенствовать точность подачи мяча при повышающейся эмоциональной нагрузке» [12].

Информацию о том, какой этап процесса обучения имеется в виду, можно заложить в формулировку задачи урока и без употребления его наименования. Это можно сделать, используя в формулировках термины, которые отражают цель данного этапа. Например: «Проверить умение выполнять прыжок в высоту в полном объеме изученных технических требований» - задача, относящаяся ко второму этапу. Если заменить слово «умение» на «навык», то станет задачей третьего этапа - совершенно иного содержания: в первом случае предусмотрено выявление и оценивание только качественных показателей, а во втором - и качественных, и количественных во взаимосвязи.

Каждая общая задача конкретизируется в четвертом плане в виде системы частных задач, определяющих этапы овладения двигательными умениями и навыками, или расстановку акцентов в развитии тех или иных двигательных способностей. Например, общая задача обучить учащихся 9-го класса подъему переворотом из виса может быть конкретизирована на следующей системе частных задач:

) проверить умение выполнения подъем переворотом махом одной, толчком другой на низкой перекладине;

) научить из виса, подтягиваясь и сгибаясь в тазобедренных суставах, касанию снаряда бедрами;

) добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема из виса в упор переворотом;

) научить не сгибать руки в упоре после подъема переворотом из виса;

) добиться выполнения подъема из виса в упор переворотом с прямыми и соединенными ногами;

) совершенствовать при подъеме из виса в упор переворотом выход в упор без опускания ног под перекладину;

) проверить и оценить выполнение подъема в полном объеме изученных технических требований;

) закрепить подъем из виса в упор переворотом в сочетании с другими движениями;

) проверить и оценить выполнение подъема переворотов.

Планируя работу в учебной четверти по целевому совершенствованию физических качеств, следует действовать в такой последовательности:

) определить частные задачи;

) подобрать средства и методы их решения;

) определить измерители (тесты) и показатели успешности достижений занимающихся;

) наметить величины нагрузок на каждый урок.

При этом важно соблюдать ряд требований. Формулировки общих задач должны отвечать на вопрос: «Какое конкретное физическое качество развивается и с какой целью?». В частных задачах отражаются конкретные формы или виды проявления совершенствуемых качеств, указывается, на какие мышечные группы должно быть оказано воздействие [25].

Избираемые средства должны отвечать требованию наибольшей прикладности. Это значит, что планируемый развивающий эффект достигается путем подбора специально развивающих упражнений, отвечающих особенностям разучиваемого или нормативного физического упражнения.

Выбирая метод развития физического качества и систему повышения нагрузки из урока в урок, важно также руководствоваться правилом прикладности. Опираться при этом следует на закономерности и особенности процесса развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и особенно комплексные формы их проявления при выполнении изучаемого двигательного действия.

Намечаемые тесты должны отвечать конкретной педагогической задаче. Показателем успеваемости может служить факт улучшения достижения во время занятий, а также отвечающие данной задаче нормативные требования, установленные школьной программой по предмету «Физическая культура». На следующем этапе поурочного планирования требуется правильно распределить конкретные задачи и учебные задания для их решения по урокам четверти. Эффективность этой операции будет зависеть от умения учителя точно соразмерить сложность изучаемого двигательного действия с возможностями учащихся и условиями, в которых будет протекать учебный процесс. При распределении учебного материала в графике по урокам необходимо руководствоваться следующими положениями:

) при разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между уроками;

) следует использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивания в одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий;

) если на уроке решается несколько задач, то они должны требовать от учащихся разного характера познавательной деятельности, а средства, используемые для их решения, должны оказывать разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся;

) количество и содержание задач, намеченное для решения на одном уроке, должно быть определено с учетом возможностей материального обеспечения урока (оборудование, инвентарь, пособия, и др.) и подготовленности учащихся к самостоятельной работе на уроке.

В практике используются разные варианты оформления поурочных четвертных планов. Наиболее целесообразны те из них, которые обеспечивают вариативность плана, т.е. позволяют вносить в него изменения в процессе учебной работы [28].

Широкое распространение получил способ планирования, при котором относительно неизменная часть четвертного плана «Методические разработки основных учебно-воспитательных задач» и его изменяемая часть «График учебно-воспитательной работы» оформляется порознь.

Методические разработки (конкретные задачи уроков и учебные задания для их решения) целесообразно вести в тетради. Каждой общей задаче в ней отводится специальное место и присваивается порядковый номер, обозначенный римской цифрой. В левой части развернутого двойного листа записывают и нумеруют арабскими цифрами частные задачи, в правой - средства и методы их решения, которые в случае необходимости могут быть обозначены какими-либо знаками (например, буквами). Для возможных изменений и дополнений рекомендуется оставлять свободные места.

Когда готовы все методические разработки, приступают к составлению графика учебно-воспитательной работы на четверть (см. Приложение Б). В левой стороне графика записываются в установленном порядке пронумерованные общие учебно-воспитательные задачи; в правой, в графах, обозначающих номера уроков, помечается, на каких уроках эти задачи будут решаться. Здесь проставляются карандашом цифры и буквы, являющиеся кодом частных задач и конкретных учебных заданий, представленных в «Методических разработках». В случае отмены урока, изменений условий работы или невыполнения школьниками запланированных задач карандашная запись легко удаляется и проставляются номера других учебных заданий. [9].


2.3 Планирование урока по физической культуре


Подготовка учителя к уроку имеет 2 этапа.

Целью первого этапа является определение содержания и построения урока, конечные результаты которого фиксируются в плане-конспекте урока;

Второй этап состоит из практических действий по подготовке мест занятий, инвентаря и оборудования, проверки исправности снарядов, расположения раздаточного инвентаря и т.д. Подготовка самого учителя включает изучение методической литературы по теме урока, написание плана-конспекта, личную речевую подготовку, личную двигательную подготовку.

Подготовка учащихся предполагает ознакомление их с задачами предстоящего урока, его особенностями, выполнение опережающих домашних заданий, а также изготовление дидактических карточек, подготовку инвентаря, подготовку помощников, судей, стартеров, контролеров, инструктивно-методических помощников и т.д.

План урока представляет собой совокупность действий учителя (преподавание) и обучающихся (учение), необходимых и достаточных для достижения поставленной цели или решения учебной задачи. Поэтому очень важно, чтобы план включал в себя все необходимые для достижения поставленной цели действия, был реалистичен по времени, которое отводится учителем на различные виды работ.

Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока.

. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Каждый урок физической культуры должен иметь конкретные и четкие педагогические задачи, например: «Ознакомить учащихся с метанием теннисного мяча с места», «Разучить выполнение толчка в прыжке в длину с разбега», «повторить технику выполнения прыжка в длину с разбега способом прогнувшись»».

В уроке необходимо комплексно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Однако это не значит, что все они должны уместиться в одной схеме конкретного урока (при написании плана урока). Имеют место задачи, исходящие из темы урока. Они и являются главными. Такую задачу, как «Воспитание правильной осанки», не записывают в каждый план урока. Она проходит через весь процесс физического воспитания и практически решается на каждом уроке. То же можно отнести и к решению задач нравственного воспитания [9].

. Соответствие поставленной цели урока формам и методам достижения этой цели.

Задачи определяют содержание урока, выбор методов обучения и воспитания, способов организации учащихся на уроке. Неясно и нечетко поставленные задачи лишают урок целевой направленности. Поэтому средства решения педагогических задач должны глубоко продумываться педагогом, быть разнообразными по содержанию и точно ориентированы на задачу (задачи) урока. Выбор методов ведения соподчинен как задачам, так и содержанию урока (физическим упражнениям). Способы организации занимающихся упражнениями - фронтально, поточно, по группам, индивидуально, по парам, выполнение упражнений по кругу (круговая тренировка) - направлены на решение задач и определяются с учетом характера физических упражнений и уровня воспитанности занимающихся. Например, выполнение упражнений в парах может дезорганизовать урок (баловство учащихся друг с другом) или способствовать качественному решению задач урока (подсказывание друг другу правильного пути выполнения упражнений).

. Спланировать учебный материал урока.

Подобрать литературу по теме. Обучение, воспитание, физическое развитие, оздоровление и подготовленность учеников должны осуществляться в соответствии с научными достижениями теории и методики физического воспитания. Поэтому учителю необходимо знать новинки литературы. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно - популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Изучение книг должно осуществляться с тетрадью и карандашом в руках. Учитель может записывать главные положения книги, соглашаться или брать под сомнение отдельные рекомендации, пропускать через свой опыт работы советы, записывать собственные мысли и удачные находки, творчески работать с текстом. Такая работа с книгой повысит теоретический уровень педагога, расширит и углубит его знания в области физической культуры как предмета школьного обучения, будет способствовать развитию педагогического мышления [31].

. Подобрать учебные задания.

Определяя физические упражнения урока, надо помнить о необходимости решения в единстве оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Однако в содержании урока следует выделять главное, основное, существенное и, учитывая это, избрать тип, структуру урока, подбирать физические упражнения, методы обучения и воспитания учеников. Такой подход учителя к уроку позволит наметить кратчайшие пути реализации педагогических задач и приведет учеников к более прочному усвоению знаний, двигательных умений. Надо научиться при наименьшем подборе упражнений и времени обучения решать максимально возможные задачи урока. Следует стремиться к логической взаимосвязи упражнений, наиболее полной реализации методических принципов физического воспитания.

Урок физической культуры должен иметь большое воспитательное значение, нести высокий нравственный потенциал. Надо осуществлять воспитание молодежи в духе глубокого уважения к ценностям демократического общества, заботиться об освещении в уроке вопросов физкультурного и олимпийского движения, подчеркивать положительную роль ветеранов спорта, ученых, педагогов, врачей в совершенствовании российской системы физического воспитания.


2.4 Анализ и самоанализ урока


Формы анализа и самоанализа урока.

Анализ урока - это одна из основных форм работы образовательного учреждения с учителями. Он может проводиться в целях:

выявления затруднений в работе педагога;

оказания практической помощи учителю;

выявление ценного опыта;

установления причин неудовлетворительных результатов обучения школьников и др.

Процедуры анализа урока включает в себя следующие этапы:

Этап самоанализа.

Вопросно-ответный этап.

Этап анализа урока (но прежде чем его анализировать необходимо для учителя его провести, а посещающего увидеть, зафиксировать).

Главная цель всех уроков физической культуры - укрепление здоровья ученика. В плане конспекте указывается место, проведения, средства, оборудование урока. Каждый урок можно условно разделить на три основные части, в которых физические нагрузки должны нарастать и убывать постепенно. Из 40 минут урока на вводную часть можно отнести до 6 минут, на основную часть - 25-30 минут, на заключительную часть - оставшееся до конца урока время [33].

Краткий (оценочный) - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, которая характеризует решение триединой цели урока, т.е. решение образовательной, воспитательной и развивающих задач урока, и дающая оценку их реализации.

Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования ЗУН учащихся, усвоения ими способов умения.

Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому этапу.

Психологический анализ - изучение выполнения психологических требований к уроку.

Комбинированный анализ - это одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Приемы аспектов урока:

реализация учителем ТЦУ;

использование развивающих приемов и методов на уроке;

пути развития познавательного интереса;

формирование ОУУН учащихся;

формы проверки и оценки знаний, умений и навыков у школьников и т.д.

Самоанализ урока физической культуры.

Учитель должен свободно владеть умениями анализа педагогического процесса и осуществлять самоанализ личного проведенного урока. Это способствует не только повышению качеству урока, но и развитию творческого педагогического мышления, воспитанию ответственности за проводимую работу, формированию потребности педагога в приобретении специальных знаний, пробуждает стремление к совершенствованию всей работы. В итоге повышается требовательность учителя к выполнению своих обязанностей.

Под самоанализом урока понимают сознательную и систематическую деятельность учителя, направленную на детальный разбор своих учебных занятий, что способствует улучшению всей системы физического воспитания детей [33].

Самоанализ урока должен иметь четкую возрастную направленность с учетом воспитанности и других особенностей учеников. Формы самоанализа учебного процесса могут быть различны. Педагог может осуществлять самоанализ конкретного урока, системы уроков по теме, анализ отдельных сторон урока, например организацию урока, учение школьников, деятельность учителя, методы обучения, дозировку упражнений, дисциплину на уроке и др. Необходимо глубоко осмыслить четвертной, полугодовой, годовой опыт учебно-воспитательной работы в классе.

Самоанализ урока физической культуры является сложным процессом осмысливания своей педагогической деятельности. Поэтому, анализируя урок, пользуются схемой, которая должна обеспечить всесторонность разбора. Самоанализ урока целесообразно осуществлять по ходу его проведения. Такая последовательность мышления учителя наиболее полно отражает педагогическую работу с учениками. Схема анализа урока по его ходу лучше запоминается педагогом, в памяти закрепляются основные этапы и детали его проведения.

Педагогическая характеристика класса.

. Охарактеризовать место темы урока в системе других уроков.

. Каковы задачи урока?

. Какова их результативность в концу урока?

. Тип урока и соответствие его дидактическим целям.

. Охарактеризовать использованные методы обучения, их соответствие изучаемому материалу.

Анализ подготовительной части урока: оценка подготовки и начала урока, объяснение и показ физических упражнений, место преподавателя, соответствие нагрузки возрасту и подготовленности занимающихся, формирование осанки, контроль за дыханием, продолжительность подготовительной части урока и ее педагогический эффект.

Анализ основной части урока: оптимальность выбора средств и методов решения главных педагогических задач, вычленение существенного в обучении, словесные, наглядные и практические методы обучения двигательным действиям и их эффективность, исправление общих и индивидуальных ошибок (дифференцированный и индивидуальный подход к занимающимся). Обеспечение страховки и безопасности урока, проведение подвижной игры, связь игры с уроком, воспитание нравственных и физических качеств, физиологическая нагрузка (по данным пульса) учеников, организационные моменты, продолжительность основной части урока и ее эффективность.

Анализ заключительной части урока: эффективность заключительных упражнений (снижение нагрузки до относительно спокойного состояния), подведение итогов, задание на дом, продолжительность заключительной части урока.

Анализ учения учащихся: активность занимающихся, оценка выполнения упражнений школьниками, проявление нравственных и физических качеств, соблюдение дисциплины, использование помощи физкультурного актива и характеристики его работы.

Психологический аспект деятельности учителя: уверенность, решительность, требовательность, умение создать эмоциональный настрой на уроке, формирование мотивации и потребности, учащихся к занятиям физическими упражнениями, забота о школьниках, взаимоотношения с отдельными учащимися и коллективом класса, осуществление индивидуального подхода, внешний вид учителя.

Анализ результатов урока: оздоровительное, образовательное и воспитательное значение урока, оптимизация и интенсификация деятельности школьников, самооценка урока, выводы.


2.5 Пути повышения эффективности урока физической культуры


К организационным мероприятиям обеспечения урока относятся:

Создание санитарно-гигиенических условий - предусматривает мероприятия по проветриванию, влажной уборке, назначение дежурных;

Материально-техническое обеспечение предполагает обеспечение необходимым количеством оборудования, инвентаря, мест для учебных занятий;