Универ

Library

Психология как наука

Контрольная Работа По Генетике , Наследование По Закону Дипломная Работа

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

. ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ


Слово «психология» означает то же самое, что «наука о душе», так как «псюхе» (psyche) по-гречески - это душа, а «логос» (logos) - учение. Соединение этих слов в одно и дает название «психология» (psychology). Психология как наука и практическая дисциплина тесно связана с другими точными и гуманитарными науками, она дополняет их и развивается сама, используя методы познания смежных отраслей знания. Поэтому тема данной работы актуальна, злободневна, практически значима.

Объект исследования: психология.

Предмет - психология как наука. Объект и предмет современной психологии. Значение психологических знаний. Место психологии в системе наук о человеке. Отрасли психологии.

Цель исследования: определение особенности развития психологии как науки и ее взаимосвязи с другими точными и гуманитарными науками.

В ходе выполнения работы решались следующие задачи: определялись общие показатели влияния человека на загрязнение окружающей среды; выявлялись глобальные проблемы прямого и косвенного влияния человека на природную среду.

В работе над темой использовались основные методы: наблюдение, сравнение, обобщение, контент - анализ.

Исследования проводились с помощью трудов: Ф. Юшке, Б.Ф. Поршнева, Р.С. Немова, М. Коул, С. Скибнер, Ю.Б. Гиппенрейтер, Д.С. Брунера и других.


1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ


Наука о душе возникла за несколько тысячелетий до начала н.э. Термин «психология», заменивший со временем древнее название «наука о душе», появился в научном обороте в XVI в., но окончательно это название закрепилось спустя примерно два столетия.

Первоначально термин «психология» относился только к явлениям, которые человек обнаруживал в своем сознании. Позднее, в XVIII-XIX вв., сфера психологических исследований расширилась за счет несознаваемых психических процессов (бессознательное) и деятельности (поведение) человека. В этой связи название «психология», если иметь в виду ту науку, к которой оно в настоящее время относится, отчасти утратило свое первое и довольно узкое значение. Современная психология вышла далеко за пределы не только сознания как такового, но и собственно психических явлений, включив в орбиту научных исследований изучение и объяснение поведения человека и животных.

Однако до сих пор, по сложившейся многовековой традиции, за этой наукой сохраняется ее прежнее название, что, вероятно, обусловлено не только тем, что современных психологов, прежде всего, интересует познание и понимание именно душевных, или психических, явлений, но и известной инертностью в переименовании давно возникших наук.

Как система явлений, психология по непосредственному опыту знакома каждому человеку. Она субъективно представлена ему в виде ощущений, образов, внимания, памяти, воображения, мышления, речи, способностей, воли, характера, потребностей, чувств и многого др. Эти явления, их природу и влияние на поведение человека и животных исследует психология.

Все вместе взятые психические явления иногда обобщенно называют словом «психика». К психическим явлениям, изучаемым психологией, кроме тех, которые встречаются у отдельных людей, относят также явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в группах или массах.

Строго говоря, есть две основные, фундаментальные, взаимно дополняющие друг друга области психологических знаний. Это - общая психология и социальная психология. В общей психологии исследуются психические явления, характерные для отдельно взятых людей, а в социальной психологии - явления, свойственные группам или массам людей. С помощью одних психических явлений, таких, например, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, человек познает себя и окружающий мир. Эти явления представляют собой сложно организованные познавательные процессы или виды внутренней (психической) деятельности, связанные с восприятием и переработкой информации. Поэтому их часто называют психическими или когнитивными процессами.

Другие психические явления определяют поступки человека. Их называют психическими свойствами и относят к личности человека. В их число включают способности, темперамент, характер, волю, потребности, чувства.

Следующая группа психологических явлений - психические состояния. Они представляют собой изменчивые состояния человека, описываемые в психологических терминах. Это, например, настроение, эмоция, установка, тревога и др.

Таким образом, психические процессы, состояния и свойства личности человека вряд ли могут быть осмыслены и поняты до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с другими людьми и с окружающим миром (с обществом и природой). Поэтому в предмет исследования психологов кроме самих психических явлений также входят деятельность и общение людей.

2. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ


В системе наук психология занимает достойное место. Так, психологию и философию как науки объединяют и исторические корни, и современные проблемы, которые они пытаются решать самостоятельно, тесным образом взаимодействуя друг с другом. В древности психология, как и многие другие современные науки, была частью философии, которая считалась общей наукой, включающей в себя все возможные знания о мире. Постепенно из философии выделились точные, естественные, гуманитарные, общественные и другие науки, и философия приобрела тот вид, который она имеет в настоящее время, выступая уже не как «царица» всех наук, а лишь как одна из множества других, равноправных дисциплин. Последними по порядку из философии выделились гуманитарные и общественные науки, и это происходило на протяжении двух столетий - XVIII и XIX вв.

Став сначала самостоятельной в теоретическом плане, а затем, приобретя собственную экспериментальную основу, психология, тем не менее, окончательно не порвала свои отношения с философией, до сих пор сохранила самые тесные связи с ней. Этот факт объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, проблемы психологии человека интересуют не только психологов, но также и философов. Во-вторых, в психологии имеется немалое количество проблем, которые требуют для своего решения глубоких философских знаний. В-третьих, для современного психолога чрезвычайно важна и вместе с тем необычайно сложна для решения проблема методологии и методов научного исследования. Методология науки - область философии, а изучение методов исследования с точки зрения возможности получения с их помощью достоверного психологического знания - это также вопрос, нуждающийся в философском анализе. В-четвертых, в психологии накопилось немало таких проблем и вопросов, которые нужно решать эмпирически и экспериментально, но которые по тем или иным причинам не решаются вообще или решаются только на уровне теоретических исследований. В-пятых, практика показывает, что в тех случаях, когда мы имеем дело с полноценным сотрудничеством философов и психологов при решении сложных междисциплинарных проблем, можно также констатировать и существенное продвижение вперед в их научном решении.

Психология и биология. Биология - это наука о живой природе, а человек - ее часть, поэтому естественно, что между психологией и биологией должны были возникнуть взаимно полезные связи и отношения. Знаменитый биолог Ч. Дарвин в свое время разработал эволюционную теорию, которая перекинула мост через пропасть, разделявшую человека и животных. Тем самым он как биолог сделал возможным превращение психологии из философской науки о душе в опытную науку, близкую естественным.

Для естественно-научно ориентированного психолога, начиная с XIX в., стало необходимым изучать биологию и физиологию человека для более глубокого понимания происхождения, развития и функционирования психики человека. Ни на одном из современных факультетов психологии профессиональная подготовка психологов с высшим образованием не обходится без глубокого изучения таких дисциплин естественно-научного цикла, как антропология, генетика, анатомия и физиология человека. Это также является красноречивым свидетельством признания психологами важности биологических знаний для развития их собственной науки.

Красноречивым признанием важности соответствующих знаний для психолога является существование психофизиологии и нейропсихологии как наук, пограничных между психологией, анатомией и физиологией мозга.

Наконец, психологию и биологию объединяет еще одна область взаимных интересов. Это зоопсихология, т.е. наука о психологии животных. Исследования в данной области кроме психологии ориентированы также на этологию - науку о поведении животных.

Психология и медицина. Хотя формально психология как наука о душе дошла до нашего времени в виде письменных философских источников, фактически психологические знания первоначально зародились и развивались в рамках древней медицины. В Европу они пришли из Восточных стран (Древний Китай, Древняя Индия, страны Междуречья) именно как часть медицинских знаний.

В современном мире медицина продолжает играть весьма существенную роль в разработке психологических знаний, в развитии и поддержке психологической науки. Это в первую очередь касается таких областей медицины, как неврология, психотерапия и психиатрия.

Неврологи, изучая нервную систему человека, фиксируют и анализируют психологические реакции человека, связанные с активностью нервной системы и отдельных ее частей. Тем самым они способствуют развитию психофизиологии и нейропсихологии, обогащая научные знания о связях психических процессов с работой ЦНС.

Психотерапевты, ставя диагноз и занимаясь лечением неврозов и душевных заболеваний, замечают и описывают психологические особенности, состояния больных, используют эти данные, как при постановке диагноза, так и в оценке успешности лечения соответствующих заболеваний.

Современная психотерапия вообще представляет собой область исследований и практику, которые относятся и к медицине, и к психологии. Поэтому психологи, обсуждая методы практической психологии, часто называют их психотерапевтическими, а в трудах медиков, посвященных психотерапии, можно встретить немалое число ссылок на психологическую науку и на методы, разработанные профессиональными психологами.

Между современной психологией и медициной сложились плодотворные связи и самое тесное сотрудничество. Существует, кроме того, немало наук, возникших и разрабатываемых на стыке психологии и медицины. Это клиническая психология, патопсихология, ряд отраслей специальной психологии, психофармакология и др. Клиническую, или медицинскую, психологию как обязательный учебный предмет преподают практически во всех высших учебных заведениях, а психологам, особенно тем, кто специализируется в области медицинской психологии, в качестве обязательных для освоения в процессе профессиональной подготовки предлагается немало медицинских дисциплин. Клинические психологи вместе с врачами работают в современных медицинских учреждениях, помогая им в постановке диагноза, лечении заболеваний и реабилитации больных.

Психология и точные науки. Математика по праву считается самой точной из всех наук, а физика является образцом не только точной, но и экспериментальной науки. По образу и подобию физического эксперимента строились и проводились экспериментальные исследования во всех других науках, которые в свое время становились на путь экспериментирования.

Это касается и психологии. Когда в начале второй половины XIX в. она превратилась в экспериментальную науку и всерьез стала претендовать на точность своих знаний, понятий и законов, на признание среди других развитых наук, образцом для организации и проведения научных исследований для нее также явился физический эксперимент. Но даже гениальный физик А. Эйнштейн, в свое время лично беседуя со знаменитым психологом Ж. Пиаже, вполне искренне признал, что психология сложнее физики.

Интерес физиков к психологии возник намного раньше, чем интерес психологов к физике. В Лейпцигском университете произошло одно важное для сотрудничества физиков и психологов событие. В университете открылась первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, которая оказалась оснащенной многими физическими приборами. Физика стала наукой, полезной для психологов, а в ряде отраслей психологии появилось немало терминов, напрямую заимствованных из физики. Это «стимул», «энергия», «поле», «пространство», а также физические единицы измерения световых и звуковых воли.

Союз психологии и математики хотя и наметился примерно в то же время, когда определился альянс психологии и физики, фактически оформился позднее, лишь в конце XIX столетия. Это произошло благодаря трудам и усилиям английского ученого Ф. Гальтона и привлеченным им к сотрудничеству математиков Р. Фишера и Ч. Спирмена. Ф. Гальтон поставил перед собой задачу точно измерить способности человека, его интеллект, а также доказать факт наследования способностей. Для этого ему необходимо было иметь математический аппарат, который позволял бы сравнивать способности одних людей со способностями других. Такой аппарат и был разработан Ч. Спирменом (статистический метод корреляций) и Р. Фишером (методы дисперсионного и факторного анализа).

Процедуры точной количественной оценки и математического представления зависимостей, существующих между психологическими явлениями, начиная с этого времени, становятся обязательными для научной экспериментальной психологии. Несколько позже появляется пограничная область научных исследований - математическая психология. Как отдельная психологическая наука математическая психология существует до сих пор, и в ней ставятся и решаются как психологические вопросы, связанные с разработкой и функционированием математического знания, так и вопросы, касающиеся применения математики в разных областях современной психологии.

Психология и история. Без знания истории человеческого общества трудно понять и психологию современного человека. Этим, в частности, определяется возникший примерно 150 лет назад интерес психологов к истории как науке (имеется в виду становление, начиная с середины XIX в., культурно-исторической психологии).

В свою очередь историки, размышляя над причинами и ходом исторических событий, пришли к выводу о том, что эти события в немалой степени зависят от психологии людей, живших в соответствующую историческую эпоху, а также от индивидуальных особенностей исторических личностей, которые повлияли на ход исторических событий. Поэтому и у историков в конце XIX в. возник интерес к психологическим знаниям.

Сотрудничество историков и психологов со временем приобрело различные формы. Внешние связи истории и психологии проявляются в том, что каждая из этих двух наук для решения собственных научных проблем время от времени обращается к другой науке с целью использования имеющихся в ней данных.

Более тесный союз психологии и истории как наук образуется в том случае, когда представителю одной из этих областей научных знаний необходимо воспользоваться методами, заимствованными из другой дисциплины, для решения собственных задач.

Главной и наиболее плодотворной идеей, объединяющей современных психологов и историков, принято считать мысль о том, что современный человек с его многочисленными и сложными психологическими качествами и формами поведения есть продукт истории развития человечества, т.е. человек приобрел все эти качества сравнительно недавно, в основном в то время, когда началась история современного человека. Показано также, что психология людей тесным образом связана с культурными и социально-экономическими достижениями того общества, в котором они живут.

Российский психолог Д.Б. Эльконин с успехом применил исторический метод анализа при изучении детских игр в том виде, в каком они существуют у современных детей. Он, во-первых, показал, что особенности игр детей определяются спецификой исторической эпохи, во-вторых, продемонстрировал факт отсутствия многих игр у разных народов, также объяснив его историко-культурными факторами.

Психология и социология. Современные психология и социология представляют собой две примерно одинаковые по возрасту науки: обе они выделились и стали самостоятельными во второй половине XIX в. С момента своего возникновения эти науки оказались тесным образом связанными друг с другом общими научными интересами. Союз этих двух наук напоминает сотрудничество психологии и истории (взаимное обогащение данными и методами), но он также похож и на альянс философии и психологии (интеграция знаний на теоретическом уровне). Социологи нередко заимствуют из психологии такие методы исследования, как психологические тесты; психологи со своей стороны часто используют заимствованные из социологии методы опросов. Разработанная психологами бихевиористического направления (А. Бандура) концепция социального научения встречается и используется в работах социологов, а такие понятия, как социальный контроль, общественное мнение и др., первично возникшие и определенные в социологии, нередко встречаются в трудах психологов.

Психология и педагогика. Психология и педагогика имеют давний интерес друг к другу и долгую историю сотрудничества, уступающую, пожалуй, только сотрудничеству психологии с медициной и философией. Многие известные педагоги прошлого, среди которых можно назвать Песталоцци, Дистервега, К.Д. Ушинского, отчетливо понимали и признавали необходимость широкого использования психологических знаний в педагогике, активно призывали педагогов к сотрудничеству с психологами. Однако долгое время этот призыв в основном оставался благим пожеланием по причине того, что в те времена, когда он впервые прозвучал, психология представляла собой философскую, теоретическую науку о душе, которая мало что полезного могла дать для практической педагогики.

Ситуация существенно изменилась в лучшую сторону к началу XX в., когда в психологии, ставшей к этому времени уже опытной, экспериментальной наукой, выделились такие отрасли знаний, как сравнительная, детская и педагогическая психология. В них оказались сосредоточенными психологические знания, полезные для педагогической практики.

В начале XX в. оформилась и вскоре получила признание и распространение в ряде стран мира особая наука, представляющая собой прямой синтез психологических, педагогических и других знаний о ребенке, - педология. Ее название произошло от названий двух наук: педагогики и психологии. Именно эти две науки играли в педологии ключевую роль, хотя в ней также активно использовалась информация из области медицины, физиологии, социологии и генетики. Педология просуществовала около сорока лет и внесла существенный вклад в оформление перспективного и постоянного сотрудничества педагогов и психологов.

В каждом высшем педагогическом учебном заведении в настоящее время имеются кафедры психологии, и в качестве обязательных предметов преподаются уже не одна, а несколько психологических дисциплин, включая общую, возрастную, педагогическую, социальную, специальную и многие другие отрасли психологии. Во многих педагогических вузах готовят психологов для сферы образования, а в самих учреждениях системы образования уже много лет успешно функционирует своя психологическая служба. Здесь практические психологи совместно с педагогами решают задачи обучения и воспитания детей.

Таким образом, область использования психологических знаний и сотрудничества психологов с представителями других наук достаточно широкая; трудно найти еще какую-либо науку или область знаний, которая была бы столь же широко востребована, как психология, в самых разных: точных, естественных, гуманитарных и общественных - науках. Из этого следует, что психология в настоящее время является одной из самых нужных и полезных для людей наук.

3. ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ


В настоящее время психология представляет собой сложную, разветвленную систему научных и практических знаний. В ней выделяется много отраслей, являющихся относительно самостоятельными направлениями научных и прикладных исследований.

Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Знания, содержащиеся в фундаментальных науках, имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того, кто эти люди и какой конкретной деятельностью они занимаются. К фундаментальным наукам в первую очередь относится общая психология. Кроме нее в число фундаментальных наук можно включить социальную психологию, дифференциальную психологию, психологию развития, а также ряд областей научных исследований, занимающих пограничное положение между психологией и другими науками, в том числе психофизику, психогенетику и психофизиологию.

Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике (результаты фундаментальных исследований, как правило, не рассчитаны на их прямое практическое использование). Фундаментальные отрасли науки ставят и решают вопросы, одинаково важные для всех без исключения наук, а прикладные - вопросы, представляющие интерес в основном для познания и понимания психологии человека в специальных видах деятельности человека.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные отрасли научной психологии. Общая психология исследует психологию отдельно взятых людей, выделяя в ней познавательные процессы, психические состояния и психологические свойства личности. Познавательные процессы позволяют человеку изучать себя и окружающий мир. Они же участвуют в формировании и преобразовании уже имеющихся у человека знаний. Психические состояния определяют настрой человека в данный момент времени и непосредственно влияют на его поведение. Личностные свойства включают в себя такие особенности человека, которые являются устойчивыми и отличают его от других людей, характеризуя индивидуальное своеобразие. Это - способности, потребности, темперамент, характер, воля, эмоции и мотивы поведения.

Помимо психологии как науки существует еще и практическая психология. Она представляет собой концепции и методы, рассчитанные на работу с людьми по их психологическому развитию или коррекции их психологии и поведения. Как в научной, так и в практической психологии существует мною различных направлений и методов воздействия на людей. Их можно разделить на группы в зависимости от следующих критериев: научного направления, в рамках которого они возникли; целей, которые ставит перед собой данное направление практической психологии; применяемой техники и методов воздействия на людей; количества людей, на которых одновременно может оказываться соответствующее психологическое воздействие.

По первому критерию направления практической психологии делятся на психоаналитическое, бихевиористическое (поведенческое) и гуманистическое. По второму критерию выделяются методы практического воздействия, рассчитанные соответственно на коррекцию психических процессов, психических состояний, психологических свойств человека или его отношений с окружающими людьми. По третьему критерию определяются и дифференцируются друг от друга направления и методы психологического воздействия, в которых используются физические упражнения, словесные воздействия (разъяснение, убеждение и внушение), дыхательные упражнения, занятия различными видами продуктивной деятельности (например, художественным творчеством). По четвертому критерию методы практической психологии можно разделить на индивидуальные и групповые: первые рассчитаны на работу только с одним человеком, а вторые - на одновременную работу с группой людей.

Таким образом, изучение основ психологических знаний начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных научных понятий, вводимых в курс общей психологии, методов исследования, главных теорий и законов невозможно будет разобраться и в том материале, который содержится в прикладных разделах науки, а также в практической психологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

современный психология практический социальный

Все вместе взятые психические явления, которые субъективно представлены в виде ощущений, образов, внимания, памяти, воображения, мышления, речи, способностей, воли, характера, потребностей, чувств, иногда обобщенно называют словом «психика». К психическим явлениям, изучаемым психологией, кроме тех, которые встречаются у отдельных людей, относят также явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в группах или массах.

Есть две основные, фундаментальные, взаимно дополняющие друг друга области психологических знаний. Это - общая психология и социальная психология. В общей психологии исследуются психические явления, характерные для отдельно взятых людей, а в социальной психологии - явления, свойственные группам или массам людей.

В системе наук психология занимает достойное место. Психология и философия, медицина, математика, физика, история, социология, педагогика взаимно дополняют друг друга, используют одни и те же методы, приемы и предмет изучения (человека и общественные явления).

Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике.

Среди отраслей психологии наиболее известны: общая психология и практическая психология. Направления практической психологии делятся на: психоаналитическое, бихевиористическое (поведенческое) и гуманистическое.

Таким образом, психология как наука имеет историю, предмет, приемы и методы, научную базу. Она является частью научного знания и практики.

ЛИТЕРАТУРА


1.Брунер, Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации [Текст] / Д.С. Брунер. - М.: Высш. шк., 1987. - 329 с.

2.Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Высш. шк., 2000. - 432 с.

.Коул, М. Культура и мышление. Психологический очерк [Текст] / М. Коул, С. Скибнер. - М.: Высш. шк., 1997. - 328 с.

.Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Высш. шк., 1995. - 376 с.

.Немов, Р.С. Психология: учебник [Текст] / Р.С. Немов. - М. Высш. образ., 2005. - 639 с.

.Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии [Текст] / Б.Ф. Поршнев. - М.: Высш. шк., 1984. - 287 с.

.Юшке, Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта [Текст] / Ф. Юшке. - М.: Высш. шк., 1983. - 289 с.