Универ

Library

Особенности трудовой адаптации жителей стран бывшего СССР и Закавказья на рынке труда города Москвы

Отчет По Преддипломной Практике Электрика , Адаптация Персонала Дипломная Работа , Отчет По Практике В Прокуратуре , Отчет По Производственной Практике Секретаря , Трудовой Договор Диплом , Курсовая По Трудовому Праву

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

"Московский городской педагогический университет"









КУРСОВАЯ РАБОТА

"Особенности трудовой адаптации жителей стран бывшего СССР и Закавказья на рынке труда города Москвы"













Москва


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

. Факторы и структуры адаптационного процесса

.1 Роль СМИ и проблема миграции

. Практики трудовых адаптаций и их анализ

.1 Практика неформального трудоустройства

.2 Условия труда и правозащитное поведение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ


Тема данной курсовой работы сформулирована следующим образом "Особенности трудовой адаптации жителей стран СНГ и Закавказья на рынке труда города Москвы".

Актуальность данной темы обусловлена некой двоякой ситуацией, следствием чего является накопление социального напряжение у граждан РФ.

С одной стороны мы наблюдаем заинтересованность рынка труда в дешёвой, пускай даже не квалифицированной, рабочей силе, готовой выполнять любую чёрную работу.

С другой стороны, в рамках государственной политики и институциональной поддержки мигрантов мы наблюдаем незаинтересованность государства в осуществлении трудовой адаптации иностранных рабочих, а также отсутствие грамотной и чёткой миграционной политики. Следствием чего, в свою очередь, возникают некие девиационные настроения у иностранных рабочих и как следствие, они уходят в нелегальные, криминальные структуры, увеличивая рост преступности.

Обратной стороной этой "медали", является рост ксенофобских, националистических настроений, что может привести к возведению этих практик в традицию и закрепление в сознании индивидов "исключительности своей нации"

Несомненно, главным фактором отсутствия интеграции мигрантов является распад СССР и как следствие этого, многие государства просто потеряли финансовую поддержку из центра, и теперь они занимают бедствующее положение, а стоит напомнить, что многие жители этих стран, это люди - носители сельской культуры.

В 90-ые годы произошли резкие катастрофические изменения уровня жизни этих групп граждан, что привело к их миграции в Россию, в том числе в Центральный регион, где преимущественно проживает городское население. Трудности, возникающие на этом этапе, и стали предметом нашего исследования.

В данном исследовании изучается "Проблема трудовой адаптации "советских" мигрантов на столичном рынке труда".

Объектом исследования являются внешние мигранты, из стран бывшего СССР и Закавказья.

Выбранный нами объект исследования обуславливает выбор следующего предмета исследования: "Особенности адаптации данной категории работников на столичном рынке труда"

В рамках данной работы можно выделить основную гипотезу "Успешность, в общественно-социальном положении, связана с готовностью жить и работать в сложных столичных условиях, а именно в его специфической мультикультурной среде"

И, соответственно, формулируется ряд выводных гипотез:

.Взаимодействие иностранных трудовых работников с формальными/неформальными организациями, повышает глубину информационного освоения культурных навыков, обычаев, традиций, языка местных жителей, укрепляя адаптационные связи. Ими также осуществляется комплексная правовая поддержка данной незащищённой группы граждан, что способствует снижению правового невежества.

.Построение позитивного портрета, а также положительное освещение роли трудовой миграции в российских СМИ способствует её успешности адаптации, снимает излишнее напряжение в отношениях мигрантов с местным населением.

Цель данной работы - формулирование требований к компонентам комплексной системы миграционной адаптации.

Данная работа носит теоритико - прикладной характер.

Данная программа социологического исследования предполагает решение целого ряда задач:

.Выявление степени разработанности данной проблемы в научной среде

.Теоритический поиск факторов и структур, способствующих адаптации

.Выявление роли СМИ и её взаимосвязи с миграционными процессами

. Вторичный анализ социологических исследований с целью выявления особенностей осуществлений трудовых практик


1. Факторы и структуры адаптационного процесса


Трудящиеся мигрант, определяется конвенцией ООН как лицо, которое занимается, или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является. Поэтому это определение охватывает мигрантов, как с документами, так и без оных. [1]

Миграция является важнейшим неотъемлемым демографическим процессом изучаемая многими социальными науками с различных сторон. И экономика, и юриспруденция, и демография - все эти науки изучают проблему миграции с различных точек зрения.

Главной проблемой относительно мигрантов, является не их присутствие как данность, а те значения, которыми они наделяются со стороны коренного населения и какими значениями наделяют мигранты коренное население, то есть те латентные "ярлыки", которые предопределяют возникающие между субъектами интеракции в самых различных сферах.

Стоит отметить, что культура мигрантов часто носит контрхарактер по отношению к коренным жителям. Ибо, касаясь данного исследования, отмечаем, что мигранты СНГ зачастую наделены культурой ислама, культурой села, тогда как Россия более 60% является православной страной [2], и мигранты вынуждены интегрироваться в новую для них городскую среду. Такой резкий диссонанс рождает серьёзные противоречия, что в будущем приводит к различным социальным напряжениям.

На то, какое отношение у коренного населения к мигрантам влияет несколько параметров интеграционной системы:

.Культура - резкий "контраст" между двумя культурами труда (сельской и городской)

.Традиции коммуникации (обусловлены различиями в менталитете индивидов)

.Религиозный аспект (контраст носителей двух несмежных религий: ислама и православия)

. Дискриминационное отношение российских СМИ в отношении данной группы

Все эти факторы тем или иным образом взаимобуславлиемы. Стратегический подход к проблеме возникновения миграционных процессов и трудовой адаптации, заключается в выявлении причин и аспектов, затрагиваемые процессом миграции.

1.Демографический аспект миграции. Известно, что в демографии процесс миграции находится в ряду основных демографических процессов, подвергающимся изучению исследователей. Это связано с ростом числа жителей принимающей стороны, также зачастую увеличивается количество людей репродуктивного возраста, способного воспроизвести потомство. Изменяется и этническая структура населения.

2.Социальный аспект миграции. Он связан с адаптационным фактором, с восприятием "чужих" на "своей" территории. Задачей принимающей стороны становится обеспечение мигрантов достойной работой и местом проживания, иначе повысится уровень безработных граждан страны, а также обостряется риск межэтнических столкновений.

.Политический аспект миграции. Этот аспект порождённый особенностями менталитета, а именно электоральными ожиданиями избирателей различных политических партий. Активизируется в предвыборный период. Также предусматривает принятие оперативных решений на правительственном и президентском уровне, по решению экономических, культурных, социальных проблем мигрантов.

.Экономический аспект миграции. В экономике мигранты дают рост ВВП, обуславливают развитие нескольких, чаще низкокотируемых среди местных жителей, областей. Ими являются ритейл (розничная торговля), строительство, сфера ЖКХ. Предприниматели, преследующие проблему максимизации прибыли, зачастую в несколько раз занижают уровень зарплаты мигрантам, по сравнению с местными трудовыми ресурсами. Таким образом, мигранты встраиваются в систему "теневой экономики", давая развиваться "серым" схемам заработка, без соответствующих выплат налогов, снижают уровень безработицы в стране.

.Правовой аспект. Мигрантов необходимо защищать от преступных намерений со стороны местных жителей, а местных жителей от преступных намерений мигрантов, соответственно. Главным легитимным институтом регуляции по поводу правовых отношений, служит институт права. Достаточно полная и объективно прописанная законодательная база способна предотвратить большее количество преступлений.

.Культурный аспект миграции. Мигранты, зачастую, сплачиваясь в общины, формируют новые потребительские вкусы. Возрастает спрос на этнически специализированную продукцию. Возрастает её товарооборот. Полной ассимиляции зачастую не происходит, а мигранты, находясь на пограничном положении, сталкиваются с нетерпимостью со стороны местного населения.

Говоря о миграции как системы взаимоотношений, мы обнаруживаем здесь две стороны - первичная категория это мигранты и ряд вторичных социальных групп, с другой. Это могут быть и работодатели, и земляки, и коренное население, и государство. Все те субъекты, которые могут оказать влияние на осуществление процесса трудовой адаптации. Нашей задачей становится выявление особенностей процесса их взаимодействий.

Для уточнения определения миграции, выделим определение данное Рыбаковским "любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности". [3]

В настоящее время в российской и зарубежной социологической практике существует научное направление - социология миграция, напрямую занимающееся различными аспектами этой проблемы. Представители данного социологического направления неоднократно, в течение последнего десятилетия, печатаются в социологическом журнале "Социс"

В рамках социологического дискурса недавно прошла конференция "Этнос, нация общество: проблемы и перспективы" в РУДН. Посвященная проблеме, в том числе трудовой занятности мигрантов из стран бывшего соцлагеря.

Каковы основные причины миграции?

Л.Б. Карачурина в своей статье определила два противоположных тренда "нехватка собственно экономически активного населения для заполнения имеющихся и возникающих вакансий и потребность в структурных изменениях занятости, адекватных развивающейся постиндустриальной экономике". [4, стр. 38-39 ]

Такие тенденции характерны не только для России, но и для стран Европы. Либеральная политика многих стран по отношению к мигрантам, никак не помогая им обустроиться на новом месте жительства, приводит к перенаселению европейских городов дешёвой невостребованной рабочей силы, повышая тем самым криминогенность и увеличивая риск социальных межэтнических конфликтов.

С.В. Рязанцев, указывает на несколько мотивов порождающих миграцию, как внутреннею, так и внешнюю.

. Вынужденные или стрессовые факторы, в виде гражданских войн, межконфессиональных, межэтнических, политических конфликтов, а также стихийных бедствий на территории исходного места проживания

Прямым последствием таких явлений может служить деформированное психосоциальное сознание мигрантов, непосредственно повышая криминогенный фактор.

. Социально - экономические. Этот мотив основан на построении в сознании индивидов светлого образа "завтра". Переселяясь на новое место жительства, они рассчитывают получить от этого материальную или моральную выгоду (ввиду получения нового места работы, воссоединения с семьёй, возможности открыть своё дело). [5,стр. 74]

Термин "миграция" связан как с накоплением социального опыта индивидом - мигрантом, так и воспроизводство этого социального опыта в рамках регламентированного и санкционируемого социального взаимодействия. Величина риска девиации приезжих, а также комплексная оценка эффективности трудовой адаптации, напрямую зависит от той специфике коммуникативного конструкта, реализуемого индивидом в социальной среде.

Важной в данной ситуации будет анализ влияния и формирования стереотипов общественного мнения относительно мигрантов, а также тот образ, которой конструируется средствами массовой коммуникации.

Несмотря на существующей порядок регламентаций миграционных процессов, а также некую систему санкций мы видим, что зачастую все эти меры оказываются неэффективными.

Для решения проблем трудовой адаптации на конференции "Проблемы адаптации трудовых мигрантов в России", проведённая РОСТом были выявлены несколько аспектов:

"Во-первых, подавляющее большинство трудовых мигрантов - это люди, приехавшие в Россию из стран СНГ (Молдовы, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Киргизии) нелегально, они фактически находятся вне правового поля и являются объектом жесточайшей эксплуатации со стороны российских работодателей, которые пользуются их неорганизованностью и юридической уязвимостью.

Во-вторых, как легальные, так и-особенно-нелегальные иммигранты фактически не связаны с российскими профсоюзами и ориентируются преимущественно на этнические диаспоры, что никоим образом не соответствует принципам правового государства Создание в этом и прошлом году в нескольких городах РФ профсоюзов иммигрантов является следствием пассивности российских профсоюзов в том, что касается работы с этим специфическим слоем наемных трудящихся.

В-третьих, не надо изобретать велосипед, российским профсоюзам попросту следует ознакомиться с практическим опытом профсоюзов таких стран Западной Европы, как Германия, Франция, Италия, где массовый приток иммигрантов имеет место -в отличие от нашей страны-на протяжении уже шести десятилетий (с начала 50-х годов ХХ в.), и профсоюзы пополняют свои ряды за счет иммигрантов и тем самым способствуют их адаптации к новой социальной среде, а затем их интеграции в новый для них социум" [6]

Подытоживая эти положения, сделаем вывод о том, что правовая система достаточно слаба, ввиду нахождения вновь прибывших мигрантов вне её границ, также отмечается слабость профсоюзных форм коммуникации и высокую долю членства в этнических сообществах. Упор делается на приоритетность работы с мигрантами, постфактум, то есть фактически с теми, надобность в которых фактически отпала у рынка труда.

У мигрантов зачастую отсутствует культура права, ввиду отсутствия легитимации в ней, и они, уехав из стран СНГ, не стремятся вновь идентифицировать себя на новом месте проживания.

Слабое воздействие на них правовых институтов позволяет сделать предположение о том, что это заставляет их осуществлять правонарушения.

"В связи с естественной убылью населения миграция станет почти единственным источником пополнения трудовых ресурсов страны… Приобретая огромное влияние, миграция превращается в силу, постоянно формирующую политическое, экономическое, социальное и культурное пространство страны. Поэтому тематика миграционных процессов и изучение социальной адаптации трудовых мигрантов становится чрезвычайно важным фактором для оценки перспектив общества…"

В данном случае говорится о факте неотъемлемости социального движения миграции в жизни общества, и всё большее нарастание количественных показателей этого процесса, что приводит к переходу в новое качественное явление, заключающиеся в определении мигрантов, как отдельного социального слоя, обладающего теми же правами и возможностями, как и остальные граждане страны.

Мы можем выделить несколько этапов трудовой адаптации.

"Первый этап - "медовый месяц" - это первое время нахождения адаптантов в новой среде. Он характеризуется приподнятым настроением, позитивным и эмоциональным всплеском, но крайне ограничен во времени (от двух недель до шести месяцев). Завершается эта стадия столкновением адаптантов с "чужими" для них социокультурными условиями.

Второй этап адаптации мигрантов - столкновение, конфликтные отношения с принимающей средой. Это столкновение в итоге приводит к стрессогенному состоянию, дискомфорту. Чувства, которые испытывает адаптант на данном этапе, можно охарактеризовать как "культурный шок".

Третья стадия процесса социальной адаптации - последствия культурного шока. В этот период деструктивное состояние способно привести к развитию у мигрантов внешней агрессии. Часто такие чувства вынуждают адаптантов покидать новую среду. Согласно концепции "территориального бегства", наиболее частым следствием культурного шока является переезд в другую страну, регион, возвращение на родину. Вместе с тем, возможны варианты, когда мигранты, сталкиваясь с проблемами, способны их решать, находя для этого адекватные пути.

Четвертый этап социальной адаптации характеризуется возможностью достижения психологического и социального комфорта в новых условиях. На этом этапе приобретаются знания и социальные навыки, осваивается иной этнокультурный фрейм.

Пятая стадия - "долгосрочная" адаптация. Она предполагает постепенную и постоянную включенность адаптанта в систему социальных связей принимающей среды. Подобный процесс социальной адаптации довольно продолжителен: в некоторых исследованиях отмечается, что "общая продолжительность адаптации для мигрантов составляет от четырех до пяти лет" [7, стр.181-182]

По Парсонсу, например, можно выделить четыре обязательных требования к системе: адаптация к внешним объектам, целеполагание, поддержание бесконфликтного отношения между элементами системы (интеграция) и, наконец, поддержание институционных нормативных предписаний ("ценностного" образца). Это по сути предпосылки или условия бесконфликтного существования в обществе должны соблюдаться и в данном случае.

Но в каждой стране ситуация с миграцией, индивидуальна. В России, например, большая часть трудовых мигрантов составляют выходцы из Средней Азии, специфика работ которых, дёшёвый "чёрный" труд и сельский образ жизни.

Говоря о специфике занятости, Радаев отмечает, что мигранты могут реализовывать свои трудовые навыки в следующих категориях трудовой деятельности.

1.Поставка, производство и реализация этнических потребительских товаров для внутренних нужд общин этнических мигрантов на основе эпизодических миграций, которые носят нерегулярный и часто случайный характер.

2.Поставка этнических товаров для коренного населения - предложение экзотики на местном рынке, в основе которого лежит челночная или маятниковая, миграция из Закавказских республик, некоторых других стран и регионов.

.Удовлетворение местных потребностей в разного рода услугах, необходимых потребителю в условиях переселения на постоянное место жительства.

.Заполнение слабозащищённых и неустойчивых рынков, а также занятость в непрестижных сферах экономики, обычно обходимые местными жителями. В данной группе состоят сезонные и вынужденные мигранты.

.В специфических российских условиях - деятельность в сфере криминальной экономики с целью удовлетворения узких корпоративных интересов определённых групп, возникает проблема "теневой экономики".

Необходимо отметить, что в области социологии миграции существует несколько стратегий этнической специализации рынка труда.

. Стратегия (модель) "геттоизации". В данном случае адаптанты избегают частых контактов с местным населением и принимающей средой. Подобное в основном характерно для этнических меньшинств, проживающих в крупных, индустриальных центрах. "Геттоизация (от слова гетто, ghetto) -образование единых городских районов, населённых преимущественно представителями определённой этнической, расовой, религиозной или социальной группы. Приезжие связываются между собой и образуют внутри новой для них культуры изолированные анклавы (гетто), где сохраняют и поддерживают традиционные для них модели культурного поведения"

. Стратегия "культурной колонизации" характеризуется наличием у адаптантов этноцентризма и интолерантности. Принимающая среда в данном случае воспринимается адаптантом крайне негативно, критикуется и отвергается.

. Ассимиляционная стратегия предполагает ассимиляцию приезжих, то есть отказ адаптантов от своей культуры и полное принятие культуры принимающей стороны.

. Интегративная стратегия - адаптанты, представляющие этническое меньшинство, сохраняют память и приверженность родной культуре, но происходит "интернализация" ими инокультурных элементов.

Зеркалом успешности адаптации мигрантов или социальной интегрированности является их "социальное самочувствие". Социальное содержание проблемы адаптации мигрантов состоит в расхождении их ожиданий в отношении принимающей среды с реальными условиями.

В случае добровольного вхождения мигрантов осуществляются ранее сформированные представления связей и выстраивания взаимодействий; в случае вынужденного - это вхождение связано с неожиданностями и риском. В том и другом случаях адаптация и интеграция мигрантов воспроизводятся в контексте их коллективного сознания, когда "задействован" не столько общественный, сколько личностный уровень. Содержание, формы и границы адаптации и интеграции мигрантов проявляются по-разному. Их особенности при переселении наглядно обозначаются у вынужденных переселенцев, принужденных к стихийному переходу в новое сообщество под воздействием внешних травмирующих обстоятельств.

В России учётом миграционных потоков занимаются службы Росстата (как статистического органа), УФМС (управление федеральной миграционной службы), органы ЗАГС (регистрирующих различные демографические процессы как смертность, рождаемость, брачность, разводимость)

Обратимся к статистике Росстата, за 2008 г. Ведущими странами миграционного притока в Россию стали:

адаптация миграционный социологический трудовой

Рис.1 Страны - основные источники иностранной рабочей силы [8]


Данные о миграции собирает преимущественно Федеральная миграционная служба (ФМС). Росстат занимает здесь фактически второстепенную позицию. Не проводятся специальные обследования по проблемам миграции, в существующих выборочных обследованиях занятости и бюджетов домохозяйств вопросов по миграции нет. Текущий учет миграционных потоков осуществляется по морально устаревшей технологии: в век компьютеризации первичная индивидуальная информация о мигрантах поступает на бумажных носителях, что приводит к огромным затратам труда и времени.

Методы сбора и анализа материалов отсутствуют, а процесс обоснования экспертных оценок, основывается на материалах социологических, демографических, экономических и других исследований специалистов академий РАН.

Ввиду этого, возникают некоторые противоречия в деле осуществления сбора статистической информации и результатах её обработки. Оценки всеобщей трудовой численности мигрантов разнятся от 1 миллиона до 5 миллионов.

Говоря, о том, что трудовые мигранты обуславливают развитие экономики, необходимо отметить следующий факт, что со многими странами-источниками трудовых ресурсов Россия имеет международные дипломатические договора о безвизовом упрощённом въезде граждан на территорию Российской Федерации. Это объясняется тем фактом, что после распада СССР территория России оказалась в периоде экономического, политического, демографического бессилия. Для восстановления жизнеспособности в обществе были предприняты беспрецедентные меры по увеличению миграционных потоков из стран СНГ.

В рамках соглашений, которые выполняются и по сей день, более 10 миллионов мигрантов въехали на территорию РФ, в связи с бедственным положением на родине.

Мигранты ищут на столичном рынке труда такие ниши, где они будут конкурентоспособны. Часто единственный доступный для них ресурс - согласие на тяжелый, низкооплачиваемый, неформальный и социально незащищенный труд. Именно это и оказывается самым надежным козырем в конкурентной борьбе. В Москве, где разделение труда между мигрантами и местными работниками уже сложилось, конкуренция на рынке труда идет не столько между мигрантами и местным населением, сколько между самими мигрантами (из разных регионов РФ и разных стран), в силу нехватки мест занятости.

Таким образом, сам исходный уровень конкуренции снижается, включая цену на труд, требования к условиям труда, социальным гарантиям и т.п.

Чаще всего мигранты формируются в так называемые "анклавные рынки труда". Под анклавным рынком труда понимается рынок, формирующийся, прежде всего, в иммиграционном анклаве, а также на других территориях, где располагаются торговые и сервисные предприятия, собственниками (или арендаторами) которых выделяются иммигранты, которые, в свою очередь, нанимают иностранных рабочих (в том числе и нелегальных), в первую очередь, из числа соотечественников. [5, стр.73]

Выскажем также предположение, что занятость в этой сфере у различных групп мигрантов варьируется в зависимости от экономической привлекательности регионов России, и, что особенно важно, от отношения принимающего общества к мигрантам.

Выходцы из Таджикистана занимают преимущественно места, не требующие особых профессиональных навыков.

Так, например, около 30% заняты в торговле, челночном бизнесе. Главным фактором, привлекающим данный контингент граждан на новый рынок труда, видится нам в наличие больших оборудованных рынков с мощной неформальной торговой инфраструктурой, где относительно легко происходит внедрение таджикских челноков с их небольшим капиталом и высокой мобильностью.

Азербайджанские мигранты, указывает исследователь А. Юнусов, стремятся селиться в России по местническому признаку. Они никогда не отправятся в поездку туда, где у них нет родственников или земляков, так как без предварительной договоренности и помощи соотечественников их поездка обречена на неудачу. Адаптируясь к российской действительности, они "играют" по действующим в ней теневым правилам. К примеру, в Москве азербайджанцы, торгующие на рынках, попадают под так называемую "крышу" в лице азербайджанских криминальных авторитетов, регулярно отчисляют им деньги в "общак" для улаживания текущих проблем с милицией и местными властями. Если у мигрантов появляются более серьезные проблемы с принимающим обществом, то в дело вмешиваются лидеры общемосковского азербайджанского "общака", имеющие обширные связи в криминальной среде и правительственных кругах России, Азербайджана и являющиеся одними из самых состоятельных людей. [9, стр. 8-9]

Согласно официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% - в торговле, 10% - в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 5% - в транспортной отрасли, 8% - в других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому. [10]

По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.

Привлекательность иностранных работников для работодателей объясняется несколькими причинами. С одной стороны, это невысокий уровень оплаты труда: средняя заработная плата иностранного гражданина была ниже заработной платы российского работника (23,3 тыс. рублей и 33,1 тыс. рублей соответственно). С другой стороны, работодатели, заинтересованные в стабильном привлечении определенных иностранных сотрудников, занижают уровень оплаты труда по сравнению со среднерыночным, что существенно ограничивает спрос со стороны внутренних трудовых ресурсов.

Показатели структуры иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности свидетельствуют о преобладании неквалифицированной и низкоквалифицированной рабочей силы (на 2011 год запланировано привлечение 69,6 тыс. работников со средним и начальным профессиональным образованием, или 54,0 процента от общей численности привлекаемой рабочей силы в количестве 128,8 тыс. человек по состоянию на 24.12.2010). [11]

Хотелось бы выделить теорию явных и латентных функций Р. Мертона. Он отмечает, что в сложной системе могут появляться элементы, не способствующие структурной целостности, а наоборот, разрушающие ее, то есть некоторые части системы могут быть дисфункциональны (или просто нефункциональны). Например, в миграционной среде распространение криминогенного фактора приводит к увеличению энтропии.

Однако в большинстве случаев неформальные взаимодействия в группе никто не планирует. В группе незнакомых друг другу людей никто заранее не знает, как будут складываться отношения между ними - кто станет лидером, а кто аутсайдером, кто будет генерировать идеи, а кто воплощать их в жизнь, какие симпатии и антипатии возникнут среди участников группы. Это действительно "непреднамеренные последствия" расстановки людей в коллективе, которые могут оказаться как благоприятными, так и крайне нежелательными с точки зрения эффективной работы не только самого коллектива, но и предприятия в целом. Эти латентные функции группы могут способствовать, а могут препятствовать достижению организационных целей, сочетаясь с явными - формальными функциями или вступая с ними в противоречие.

Исследуя вопрос о возможностях сохранения групповой структуры, как в формальной, так и в неформальной плоскости, мы обратились к работам другого структурного функционалиста - Т. Парсонса, в частности к его теории социальных систем. Отвечая на вопрос, каким образом система обеспечивает сохранение стабильности своей структуры, Парсонс вводит понятие основных функций сохранения структуры, которые должны выполняться в любой социальной системе, чтобы она оставалась стабильной. Этими функциями являются: адаптация, целенаправленность, интеграция и сохранение латентной структуры. Функция адаптации означает, что любая социальная система должна приспосабливаться к окружающей среде, своевременно и адекватно реагируя на происходящие в ней изменения. Приспособление к тому же должно носить не случайный, а целенаправленный характер, что наряду с постановкой собственных целей обеспечивается благодаря выполнению функции целеполагания. Интеграция направлена на достижение сплоченности элементов системы. И наконец, сохранение латентной структуры предполагает, что социальные системы должны обладать запасом внутренней прочности и выдерживать напряженные отношения между участниками.

Приоритетом становится направление развития интеграционных сред. В то же время активное приспособление к внешней среде должно сочетаться с наличием четких, непротиворечивых, всеми разделяемых целей, на достижение которых направлена деятельность неформальной организации. Если описывать адаптационные процессы с позиции методологии социального действия, понимаемого с точки зрения его динамики, а не структуры, то имеет смысл обратиться к трудам интеракционистов - представителей субъективистского направления в социологии.

В данном случае для нас важны не события и явления как таковые, а в большей степени их интерпретация индивидом и его соответствующая реакция, определяемая ориентацией на других людей и обусловленная символами и значениями, понятными в данной среде.

Так, например, представитель символического интеракционизма Г. Блумер полагает, что в каждой группе формируется свой особый "мир объектов", и чтобы постичь групповые процессы, нужно проникнуть в этот мир и изучать его изнутри, глазами самих членов группы: "Человеческие существа живут в мире значимых объектов… Этот мир имеет социальное происхождение, ибо значения возникают в процессе социального взаимодействия. Так, различные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, если объекты, их составляющие, меняют свои значения… Для того чтобы идентифицировать и понять жизнь группы, необходимо идентифицировать мир ее объектов; идентификация должна осуществляться в терминах значений, которые имеют объекты в глазах членов группы".

Мысль об относительности социальной реальности развивается Т. Лукманом и П. Бергером в совместно написанной книге "Социальное конструирование реальности". По их мнению, "для особых социальных контекстов характерны специфические агломераты "реальности" и "знания"", и предметом социологического анализа становится как раз "изучение их взаимосвязей".

На примере группы, в частности, трудовых мигрантов, это замечание можно прокомментировать так. Каждый участник адаптационного процесса, имеет свое видение ситуации. Если брать более укрупненно, на уровне "микрант - окружение", то можно представить каждую из этих двух сторон взаимодействия в качестве "особого социального контекста" с характерными для него устойчивыми признаками и специфическими чертами. Это не в последнюю очередь обусловлено различиями в "реальности повседневной жизни" (одна из базовых категорий в социологии знания Бергера и Лукмана) каждой из групп. Имеется в виду то, что "повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира".

Одна и та же ситуация, один и тот же объект содержит в себе множество "реальных" смыслов, субъективно подразумеваемых участниками взаимодействия, принадлежащими к разным социальным группам. В этом смысле верно замечание авторов трактата по социологии знания о том, что "знание в повседневной жизни социально распределено, то есть разные индивиды и типы индивидов обладают им в различной степени".

В целом по его результатам, можно сказать, что большинство проблем адаптации обусловлены в первую очередь временным характером работы строителей-мигрантов. Трудности касаются как организационно-правовых, так и социально-психологических аспектов поведения работников. И если первые, в принципе, четко обозначены и имеют известные процедуры решения (оформление регистраций, предоставление жилья, профилактика проблем с милицией и т.п.), то вторая группа с трудом поддается административному контролю.

Целями трудовой адаптации служит интеграция, создание условий, а также формирование личности способной жить и работать в условиях мегаполиса.

Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива).

При поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к предприятию, а оно, уже исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и предприятие взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация - двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

Трудовая адаптация состоит из нескольких компонентов:

·Культурная адаптация (включающая в себя освоение нового языка, культурных норм "гостя", традиций, ритуалов, правил коммуникаций)

·Политическая адаптация (включающая в себя представление мигрантов, как электоральной группы или группы, по отношению к которой, возможно манипулирование общественным сознанием в целях привлечения новых электоральных сторонников к партии или движению)

·Экономическая адаптация (отражает влияние на макроэкономические показатели безработицы и сегментации рынка труда)

·Социальная адаптация (обусловленность миграции в деле реконструкции социальных систем)

Итак, мы выяснили что миграция - это неотъемлемый мультифакторный процесс. Следовательно, необходимо оценить возможность по адаптации мигрантов в стране пребывания, а также сформировать положительный образ миграции в СМИ, дабы избежать межэтнических конфликтов.

Различия в межэтнической среде формируются под действием различий в ритуалах интеракции. Взаимодействие на этом уровне представляет что "обстоятельства сочетающие в себе высокую степень интерсубъективности и эмоциональной включённости, обеспечиваемый через физическую синхронизацию и взаимное стимулирование возбуждение нервной системы участников взаимодействия порождают чувство членства, связанное с когнитивными силами и наделяют эмоциональной энергией отдельных участников, заставляя их испытывать уверенность, энтузиазм и желание действовать так, как они считают верным".

Ритуал представляет собой - внутренне структурированный механизм взаимодействия индивидов, обладающий своими требованиями, и результат которого напрямую зависит от ситуационной комбинации необходимых элементов, переменных ритуала и ресурсов, которые вносят в интеракцию индивиды.

Роль ритуала определяется посредством того, как насколько сильно его влияние в общественной жизни. Поддерживается ли он социальными институтами общества, одобряют ли его, или наоборот, отвергают. Он разделяет переживаемую участниками реальность, порождает солидарность и статус членства в группе [12]. От правильности выполнения, или невыполнения тех или иных ритуалов интеракций и будет определяться статус включённости индивида в процесс взаимодействия.

Говоря о российском обществе, мы можем найти такие ритуалы в действиях мигрантов. Часто, справление религиозных практик, обусловленных религиозными предпочтениями мигрантов, порождает конфликт, в процессе взаимодействия между коренным населением и мигрантами.

В результате этих противоречий на уровне социальной адаптации происходят трения. Главной причиной, которых является неподготовленность мигрантов к осуществлению воспроизводства социокультурного опыта, со стороны проживающих граждан РФ, наблюдается отторжение мигрантов в рамках реальной политической, культурной силы. Как ни странно, в сфере производства трудовых отношений наблюдается как раз - таки их интенсивное использование в качестве дешёвой неквалифицированной трудовой силы. У мигрантов возникает неудовлетворенность своим правами и статусностью, компенсируемое в настоящее время, только за счёт выявления их как особой социальной группы на уровне правительства, и редких случаев создания каких-либо культурных общин. Единственной опорой остается их религиозная идентичность, то есть воспроизводство религиозных практик.

Основной задачей трудовой, да и любой адаптации становится урегулирование и регламентация процессов интеракции и создание новых интегральных сред, позволяющих вести контакт на едином языке взаимодействия вербальной и невербальной коммуникации.

Одним из важнейших интеграционных факторов может быть механизм социальных ритуалов. "Общество сохраняется как единое целое лишь в той степени, в какой удаётся эффективно выполнять ритуалы, и только тогда, когда результаты проведения этих ритуалов ещё свежи в памяти и вызывают эмоциональные реакции.… Любой социальный конфликт не является первичным условием социальной жизни, а аналитической является производной социальной солидарности… Результативный конфликт фактически невозможен без использования механизмов социального ритуала, которые порождают союзы и придают силы противоборствующим сторонам, а также обеспечивают их наиболее эффективным оружием в борьбе за господство" [12, стр. 34-35]

Специфика миграции состоит в том, что они малоквалифицированны также в области культуры "взаимодействия". Ведь в Средней Азии зачастую преобладает население, проживающее в изолированных системах, удалённых от цивилизации (или иначе говоря, не вписанных в систему быстрых коммуникаций). Традиционный тип общества, обусловлен торможением системы "ожиданий - ожиданий - ожидания".

"Любое социальное действие рассматривается как продукт факторов, которые воздействуют на индивидов и действуют через них, а также как внешний поток или выражение воздействующих на них сил, которые строятся людьми при помощи интерпретаций ими тех ситуаций, в которые они попадают. А интерпретация этих действий выражена как выражение других факторов, которые предшествуют действию, и, следовательно, интерпретация исчезает как самостоятельный фактор.

Групповое действие принимает форму приспособления, друг к другу индивидуальных действий. Каждый индивид подстраивает своё действие под действия других, выясняя, что они делают или, что они собираются делать, то есть, выясняя значение их актов. Действия формируются и конструируются посредством интерпретаций ситуации" [13]

Ввиду резкого увеличения роста числа мигрантов по всему миру, следует учитывать адаптационные особенности российской внешней миграции. В России преобладают мигранты из стран СНГ (Средне - Восточная Азия), которые являются приверженцами традиционных верований и традиционного общества, а также сельского образа жизни.

Главной задачей трудовой адаптации на данном этапе становится приспособление индивидов индустриальной эпохи к постиндустриальной.

В силу религиозных и культурных традиций у них преобладает мышление восточного типа, заключающиеся в наличии старейшины, вождя, мудреца, вообще любого индивида, обладающего более сильным социальным авторитетом, нежели они сами. Его слову, действию, решению они не только прислушиваются, но и подчиняются. Всё это способствует как сплочению внутри коллектива, так и изоляции от компонентов социального окружения.

Становление личности, в традиционных обществах напрямую зависит от религиозных догматов, которые не просто даны в качестве рекомендаций для осуществления социокультурного опыта, а зачастую обязательны для исполнения всеми индивидами, так или иначе идентифицируемы себя с этой этнической группой.

Говоря об общине - нельзя не вспомнить об анкалавах на рынках труда, являющиеся одной из форм этнической общины. Анклавы - это "рынок формирующиеся, прежде всего в иммиграционном анклаве, а также на других территориях где располагаются торговые и сервисные предприятия, собственниками, которых являются иммигранты которые в свою очередь нанимают иностранных рабочих" [5, стр.74] Отмечается, что именно анклавный рынок труда в большинстве случаев имеет возможность приобщится к предметам труда и реализовать свои трудовые навыки.

Анклавный рынок труда является наиболее эффективным способом адаптации этнической группы мигрантов к новой для них среде, так как основан на покровительстве влиятельной группы местной элиты, получающей взамен покровительства различные формы компенсаций от мигрантов (часть прибыли, всевозможные услуги и т.д.), которые, используя этот ресурс, создают и дополнительные механизмы, выстраиваемые в гибкую систему, основанную преимущественно на этнорегиональном принципе построения на институциональных и неинституциональных организациях. Эти организации, в свою очередь, нацелены, во-первых, на сервисное обслуживание коммерческой деятельности мигрантов; во-вторых, на представительство, защиту их интересов и предотвращение конфликтов; в-третьих, на сохранение этнокультурной самобытности. Крупные потоки мигрантов, имеющие длительные связи с тем или иным регионом и проживающими в нем этническими соотечественниками из числа граждан России, рано или поздно создают подобные организации.

Чаще всего работу в России организуют этнические узбеки, выехавшие из Узбекистана еще в годы советской власти. Именно они в последние два-три года стали приезжать на родину и формировать из родственников и знакомых бригады по восемь-десять человек для работы в строительстве, общественном питании, сельском и лесном хозяйстве. Бывает, что узбеки нанимаются работать даже дворниками. При этом география расселения выходцев из Узбекистана весьма широка - почти вся европейская часть России. Данные о количестве узбекских мигрантов сейчас скудны и весьма далеки от реальности.

Неотъемлемым компонентом общины является получение информации о жизни коренного населения, их привычки, традиции, обряды, а также на общину возлагается организация различных конференций, вечеров, круглых столов с целью выяснения обстоятельств, мешающих комфортному проживанию ровно как граждан-резидентов РФ, так и нерезидентов. Общины также должны искать возможность решение вопрос безработицы. Искать возможность увлечения рабочих мест, а также создания благоприятного информационного представления о культуре труда мигрантов.

То есть ровно два равнонаправленных действия, как в отношении мигрантов, так и в отношении коренных жителей, в итоге получается "равнонаправленная информационная политика"

Говоря о формализованных общинах уже созданных в настоящее время в разных частях России - это следующие организации:

·Общероссийская Общественная

·Организация "Федерация мигрантов России"

·Союз Армян России

·руководитель центра "Миграция и закон"

·Cовет по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС)

·Ресурсный центр "Трудовая миграция"

·Некоммерческое партнерство "Международный альянс "Трудовая миграция" (НП МАТМ)

·Международный центр по разработке миграционной политики (International Center for Migration Policy Development - ICMPD)

·Межгосударственный миграционный центр (ММЦ)

·Информационно-ресурсные центры для трудовых мигрантов (ИРЦ)

·Международная организация по миграции (МОМ)

·Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро Международной организации труда (МОТ) для стран Восточной Европы и Центральной Азии

·Общественное движение трудовых мигрантов из Таджикистана

·Международной организации труда

·Форум переселенческих организаций

·Основными принципами

Для подкрепления теоретической констатации выделим специфику процессов деятельности одной из этих организаций.

Организация "Федерация мигрантов России" ставит своей целью следующие принципы:

"Федерация объединяет представителей диаспор более 40 стран дальнего и ближнего зарубежья и призвана оказывать содействие и помощь мигрантам в изучении русского языка и получении образования, сохранению исторических и культурных ценностей, с учетом традиций коренных народов РФ, развитию бизнеса, созданию адаптационных центров и формированию легальной жизнедеятельности мигрантов.

С самого начала своей деятельности Федерация мигрантов России взяла курс на конструктивное сотрудничество и взаимодействие со всеми силами общества в России, которые стремятся к нормализации миграционного процесса в стране.

Федерация ведет активную просветительскую работу по противодействию распространению экстремизма и терроризма, пропаганде толерантности, веротерпимости среди молодежи, содействию укреплению доверия и согласия между народами, консолидации гражданских институтов и власти в регулировании миграционных процессов и сохранении безопасности в евразийском обществе"

Таким образом, деятельность организации развивается строго по Уставу организации, и направлена на содействие процессам "народной дипломатии", охране прав и свобод мигрантов, социокультурной и правовой адаптации мигрантов в российском социуме, охране и обеспечении условий, гарантирующих соблюдение достоинства личности предусмотренных Конституцией РФ" [14]

Другими словами, деятельность этой организации направлена на легализацию статусного положения мигрантов в российском обществе, культурную адаптацию, которая главным элементом трудовой адаптации, также направлена на обеспечение интеграционной компоненты мигранты.

И главной задачей любой организации может служить противодействие экстремизму и терроризму, и как следствие, снижение активности в сфере правонарушений и уменьшения конфликтогенности мигрантов.

Возьмём другую организацию, подчёркивающей правовой аспект адаптации. Фонд "Миграция и Закон" его деятельность направлена на:

"оказании трудовым мигрантам центрально-азиатских республик, членам их семей, членам национальных общин России и другим заинтересованным физическим и юридическим лицам безвозмездной и комплексной (информационной, правовой, юридической, адвокатской, социальной, медицинской и др.) помощи. Многолетний опыт Фонда "Таджикистан" имеет особое значение, так как апробирован наиболее оптимальный, эффективный вариант выполнения различных программ образовательного консультативного, правового, юридического, социального, гуманитарного и т.д. характера, что отражено в ежегодных содержательных отчетах, соответствующих материалах и документах Фонда. [16]

Фонд занимается институционализацией общин путем создания землячеств и поддержки национальных НПО, проводить среди них совместные "круглые столы", семинары, тренинги, участвует в создании межнациональных сетей. По существу апробирован наиболее оптимальный и эффективный вариант выполнения различных программ юридического, правового, консультативного, образовательного, социального и гуманитарного характера, отраженный в содержательных, ежегодных и полугодовых отчетах, соответствующих материалах и документах.

Эта организация акцентирует своё внимание на правовых аспектах взаимодействия мигрантов с обществом. То есть защитой основных прав мигрантов. В последнее время на рынке труда велика доля нелегальных мигрантов, это напрямую связано со сложностью процесса легализации. Зачастую, мигрантам проще обратиться в организации, занимающиеся фиктивной продажей документов, и купить их за некую сумму, нежели стоять в очереди в УФМС, организацию, осложнённую коррупционной составляющей сотрудников государственных структур. Процесс правового закрепления иностранных граждан регулируется следующими видами законодательных актов Российской Федерации:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Федерального закона о гражданстве РФ от 31.05. 2002 г.

Европейская конвенция о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.)

Конвенция о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.)

Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

Указ Президента Российской Федерации "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"

Присутствует ряд стран СНГ, которые имеют с Россией соглашения об упрощённом порядке оформления документов, что облегчает их оформление, но не исключает его.

Белоруссии, Казахстана и Киргизии - именно этими странами подписано такого рода соглашения.

Есть много организаций, занимающихся противозаконной продажей фиктивных корочек такой. Только по запросу "купить разрешение на работу" наблюдается свыше 268 000 ответов. Так например фирма "Московская юридическая компания "ДокЭкспресс - Юстико"" занимается такой деятельностью. Тут необходимо отметить, что они с одной стороны полезны - так как документы оформленные таким образом очень быстры в оформлении (и это раскрывает проблемы уже сотрудников УФМС), но также они способствуют росту криминогенного фактора миграции.

У мигрантов зачастую отсутствует информация о возможности обратиться за помощью к организациям специализирующихся на легализации взаимодействии с органами государственной власти. А каналы информации, такие как СМИ, не ставят своей целью оказание информационной поддержки данной группы граждан.

У мигрантов ослаблена культура права, а это с одной стороны должно обуславливать санкции со стороны государства, а со стороны мигрантов выявляет их внеправовое положение, и как следствие потенциальный риск правонарушений.

Все общины и некоммерческие организации ставят своей целью четыре принципа:

·Преодоление правового, информационного нигилизма

·Защита основных прав мигрантов

·Культурная, политическая, экономическая интеграция

·Формирование положительного образа индивида-представителя данной этнической группы.

Фактически работа ведётся в двух центральных городах России - Москве и Санкт-Петербурге. Деятельность организаций в других городах носит явно несистемный и перманентный характер, недопустимый при решении данной проблемы.

Существует также ряд неформальных организаций, ставящих своей целью те же принципы что и формальные, только в отличие от них, их деятельность не документирована. Они присутствуют в той части общества, которую принято называть теневой. Неформальность отношений позволяет им осуществлять свою деятельность по всей территории России, быть бесконтрольными по отношению к государству и его структурам, быть не легитимизированными, ни со стороны государства, ни со стороны других формальных структур. Соответственно, коммуникации в такой структуре происходят теснее, индивиды чувствуют себя сплочённей, раскованней, свободней. Такие организации присутствуют в каждом регионе РФ, и зачастую имеют свои представительства в законодательной, исполнительной, судебной власти РФ, оказывая лоббирующее воздействие на иерархию сложившуюся власти, и направляющее её в необходимую, организации, сторону.

Ещё Луман писал, что индивиды зачастую принимают в качестве истины информацию полученную способом приватной коммуникации, нежели ту, что они получили на уровне публичного восприятия. [16]

Таковые организации именуются общинами, диаспорами, землячествами и иными названиями.

Диаспора - это часть этноса, дисперсно проживающая далеко за пределами исторической родины и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей общности. [17]

Община - совокупность людей, имеющих общее постоянное место жительства, зависящих друг от друга в повседневной жизни и осуществляющих многие виды деятельности ради удовлетворения общих экономических и социальных потребностей.

Как мы видим, возможно, ровно как существование формальных организаций, выделенных в отдельные общественные статусные рамки, так и неформальных внестатусных общественных организаций. Индивид имеет возможность состоять в двух структурах одновременно, а также не поддерживать отношения ни с одной. Сразу же встаёт вопрос о доверии и влиянии в сфере интеракций "я-мы".

Необходимо отметить, что издаётся журнал "Диаспора", который носит скорее статус теоретического инструментария для исследования, нежели практического. Ввиду сложности проведения полевых исследований, постоянный мониторинг и системность публикаций либо отсутствует, либо носит случайный, выборочный характер.

Это воздействие проявляется двояко. Во-первых, следует отметить, что "клановость" строителей препятствует нормальному процессу группообразования. Мигранты привозят с собой уже готовые неформальные отношения, обусловленные, прежде всего родственными и дружескими связями, и эти сложившиеся механизмы неформального взаимодействия совершенно не вписываются в формализованные рамки организационной структуры, порождая серьезный конфликт.

С другой стороны, совместная деятельность родственников и друзей, кроме того, что имеет свои преимущества (люди хорошо знакомы между собой, сработались), чревата такими негативными последствиями, как выгораживание друг друга перед начальством, утаивание фактов нарушения техники безопасности, случаев травматизма на рабочем месте и т.д. Все это в совокупности делает организационное поведение рабочих нелояльным и, следовательно, снижает эффективность их совместной работы. Вообще, вопрос о характере влияния неформальных отношений на организационное поведение сотрудников весьма неоднозначен.

Разумеется, родственно-дружеские "группировки" задают особый тон неформальных отношений в бригадах. Родственники и друзья, чувствуя взаимную поддержку, не стремятся устанавливать личные контакты с другими рабочими, в результате группа распадается на несколько группировок, между которыми связи гораздо слабее, чем внутри них. При этом наблюдаются заметные различия в структуре неформальных и формальных отношений, выявленные с помощью социометрических замеров. С формальной точки зрения группы кажутся достаточно интегрированными, сплоченными, с четко выделяющимися фигурами лидеров-бригадиров. Но неформальная структура выглядит крайне скудной и атомизированной. При этом основной объем взаимных предпочтений приходится именно на родственные пары, в результате чего формируется очень стабильное ядро группы, слабо связанное с другими членами бригады. Влияние специфики неинститутолизирвоанных отношений рабочих-мигрантов на их организационное поведение. Это воздействие проявляется двояко. Во-первых, следует отметить, что "клановость" строителей препятствует нормальному процессу группообразования. Мигранты привозят с собой уже готовые неформальные отношения, обусловленные прежде всего родственными и дружескими связями, и эти сложившиеся механизмы неформального взаимодействия совершенно не вписываются в формализованные рамки организационной структуры, порождая серьезный конфликт. следовательно, снижается эффективность их совместной работы.


1.1 Роль СМИ и проблема миграции


Информация в настоящее время играет важную роль в различных сферах жизни общества. Она создаётся, хранится, обрабатывается, воспроизводится, транслируется индивидами.

Информация, занимает лидирующее положение по скорости обмена и циркуляций в различных общественных сферах жизни общества. Манипуляция информацией позволяет ровно, как продуцировать и направлять общество в необходимом направлении (пропаганда толерантности, веротерпимости, гуманности) так и в обратном направлении (в качестве источников социальных, этнических, религиозных дискриминаций) В результате этого, информация приобретает двоякий смысл.

Влияние информационного поля на акторов трудовой адаптации ощутимо, через проявления ответов, то есть через воспроизводство социокультурного опыта мигрантами в естественной среде.

Одним из факторов того, что определяющей чертой нашего общества становиться массовость, является возрастающее влияние средств массовой информации.

Отношение доверия между СМИ и аудиторией могут строиться на нескольких уровнях. Уровень первый и самый, вероятно значимый в нашей стране - личный. Практически все каналы важной информации, все взаимоотношения между организациями и структурами строятся на личных контактах. Это, можно сказать, конвергенция гражданского сектора и частного. Хотя и это не гарантирует безоблачного партнерства.

Второй уровень доверия - информационный. С одной стороны, это подтверждение достоверной информации об организации. С другой - уровень информации (достоверность, точность, полнота и так далее) о третьих субъектах, предоставляемой самой организацией.

Третий уровень можно назвать уровнем общественного доверия. То есть организация имеет некоторую, пусть не абсолютную, позитивную репутацию в обществе - во всех ее секторах. На этом уровне требуется минимальная дополнительная информация о ней, сводящая, как правило, к проверке негативных высказываний недоброжелателей и конкурентов.

И четвертый, самый высокий уровень, на котором можно уже взаимодействовать почти безоглядно - это уровень признания.

Также важно отметить понятие "общественного сознания" и его влияние на изменение общественного мнения. Понятие "общественное сознание" трактуется достаточно широко и чаще всего синтезирует в себе духовные образования, порожденные отдельными людьми, группами, коллективами. Оно представляет собой совокупность идей, взглядов, суждений, существующих в обществе в данный период. Но это не означает, что общественное сознание есть некая арифметическая сумма духовных достояний множества личностей. Оно выступает как целостная духовная система, которая выражает наиболее существенные черты, присущие конкретной социальной формации. При этом оно формируется и моделируется посредством множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации. Информационная сфера, меняя традиционные парадигмы, установки, стереотипы деятельности, не только отражает глобальную политику по формированию развитого общества, но и качественно трансформирует ее.

Внешним выражением общественного сознания, по мнению ряда исследователей, является общественное мнение, под которым понимается способ формирования массового сознания и отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно, под воздействием на массовое сознание политических институтов и социальных учреждений (политических партий, средств массовой информации и т.д.), либо стихийно - под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. И в настоящее время главенствующая роль в этом процессе, регулирующая поведение индивида, социальных групп в отношении принятия решения поддержать или отвергнуть те или иные представления, ценности, нормы, принадлежит СМИ.

Общественное мнение в конкретных ситуациях оказывается в разной степени адекватным жизненным реалиям: оно может содержать в себе как верные, так и ложные, иллюзорные представления о действительности.

Таким образом, можно утверждать, что основная роль отечественных СМИ в настоящее время не столько информационная, сколько идеологическая. Не случайно, поэтому прессу все чаще упрекают в манипулировании общественным сознанием и, соответственно, общественным мнением как внешним выражением сознания. По мнению М. Паренти, СМИ "отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций".(5)

В настоящее время в рамках информационной политики ряда СМИ по отношению к группе социальных мигрантов можно выделить ряд суждений, предлагаемых для последующего описания:

. Информационное поле достаточно субъективно выделяет негативные стороны проживания мигрантов на территории РФ, а целый ряд информационных каналов представлены исключительно националистическим, ксенофобским контентом.

.У мигрантов недостаточно инструментов влияния на информационную политику целого ряда СМИ. Так как они дезавуированы, ввиду их незакреплённого положения в рамках общественной институтализации.

.Зачастую, отсутствует или широко не представлены этнически-специализированные каналы отражения информационного поля миграционной компоненты.

В типическом случае функциональных систем, как и в случае с массмедиа, это осуществляется посредством бинарного кода, который, исключая третью возможность, фиксирует позитивное и негативное значения. Позитивное значение характеризует наличествующую в системе способность операций соединяться друг с другом: то есть некоторое основание для продолжения. Негативное значение служит лишь для рефлексии условий, в которых может быть использовано позитивное значение.

Факторы селективного отбора информации согласно Луману выглядят именно так:

·Предпочтение отдается конфликтам. В качестве темы они обладают преимуществом, поскольку намекают на самопроизведенную неопределенность.

·Особенно эффективными возбудителями внимания являются количественные показатели.

·Локальная направленность,

·Нарушения норм также заслуживают особого внимания. Это касается правонарушений, но прежде всего - нарушения моральных норм, а в последнее время относится и к нарушениям норм политкорректное™ ("political correctness").

·В изображении массмедиа нарушения норм часто принимают вид скандалов.

·Нарушения норм отбираются для их освещения главным образом в тех случаях, когда к ним добавляются моральные оценки, когда, следовательно, они могут дать повод для уважения или неуважения к [задействованным] персонам.

·Чтобы сделать нормативные нарушения более примечательными, но вместе с тем облегчить читателю/зрителю формирование собственного мнения, массмедиа предпочитают ссылаться на действия, а значит, и на самих действующих лиц.

·Требование актуальности ведет к тому, что сообщения концентрируются вокруг отдельных событий - происшествий, несчастных случаев, сбоев, озарений.

·Наконец, - как особый случай - надо упомянуть, что и выражения мнений могут распространяться под видом новостей.

Все эти факторы отбора (селекторы) усиливаются и дополняются другими благодаря тому, что именно организации озабочены селекцией и разрабатывают для этого собственные рутинные процедуры и снова вбирают в себя смысловые единицы, необходимые для повторного использования. Память конструирует повторения (а значит - избыточность), всегда открытые для актуального, восприимчивые к беспрестанно обновляемым раздражениям.

Они непрерывно обращают новую коммуникацию к результатам коммуникации предшествующей. В этом смысле они отвечают за производство "собственных значений" - именно тех относительно стабильных ориентации в когнитивной, нормативной и ценностной сфере, которые не могут задаваться извне, а возникают благодаря тому, что операции рекурсивно применяются к своим собственным результатам.

Фактически же стабильность общества основывается в первую очередь на производстве объектов, наличие которых может предполагаться в дальнейшей коммуникации.

Этот анализ можно обобщить в рамках теории общественной памяти. Система, которая способна наблюдать произведенное ее операциями различие система/внешний мир, для своих наблюдающих операций нуждается в двойной временной ориентации: с одной стороны, - в памяти, а с другой, - в открытом будущем, которое предоставляет возможность колебания между обеими сторонами всякого различения.

Другими словами: память функционирует как стирание следов, как подавление и как ситуативное торможение (ингибирование) подавления. Нечто достигает порога воспоминания (неважно, на долгое или короткое время), если актуальные операции предлагают повод для повторения, для "ре-импрегнаций" освободившихся мощностей.

Результат воздействия массмедиа, а может быть, и их функция, видимо, состоит в воспроизводстве непрозрачности на основе прозрачности, в воспроизводстве непрозрачности воздействия на основе прозрачности знания. Другими словами, это означает: в воспроизводстве будущего.

Говоря другим словами, Луман подразумевает под основной функцией средств массовой коммуникации, формирование некой общественной памяти, то есть некого объёма социокультурных знаний, который будут репродуцироваться в процессе реализации ценностных установок.

Коррелят между освещением, более полным доступом к информации касаемых конфликтогенных социальных групп, их открытое освещение, ведёт к формированию системы общественных установок. Которые, в свою очередь, позволяют определить систему социальных норм, то есть, систему санкций и поощрений за определённые социальные действия.

Необходимо выявить фундаментальные принципы открытости информации, позволяющее установить критерии отбора информации в СМИ, не увеличивающее количество девиационных отклонений, а наоборот, их уменьшающие. Именно это задача, должна стоят приоритетом в СМИ государственного подчинения, где имеется открытый доступ к рычагам осуществления селекции информационных сообщений.

Для подтверждения изложенных выше теоретических тезисов относительно уровня воздействия на общества, необходимо подчеркнуть уровень текущей аномии в обществе.

В одном информационном сообщении приводится следующая информация: "Во вторник секретарь Совбеза Николай Патрушев на совещании в деревне Некрасово Томской области объявил, что надо что-то делать с проблемой нелегальных трудовых мигрантов, миллионами проникающих в Россию. Собственно, КМ.RU и многие другие сообщают об этом уже не один год, но теперь и секретарь Совета безопасности признал, что российский рынок труда перенасыщен мигрантами с низкими профессиональными качествами. "В большинстве своем они не имеют специальности и стажа, не владеют либо слабо владеют русским языком, во многом не способны адаптироваться в обществе", - цитирует слова Патрушева ИТАР-ТАСС.

Всего же, по оценкам экспертов, которые он озвучил, в России нелегально работают около 2 миллионов иностранных граждан. Николаю Платоновичу как старому чекисту наверняка понятно: если из 2 миллионов удается выявить 230 тысяч, а из числа последних выдворить лишь 14% (т. е. около 32 тысяч), хвастаться особо нечем."

В рамках этого сообщения стоит отметить наличие признания проблемы нелегальной миграцией на уровне Совета Безопасности России, но выводы были сделаны скоротечными. О том, что они не способны приспособиться к жизни в обществе прежде всего зависит от того, насколько государство, да и сами трудовые мигранты заинтересованы в адаптации трудовой рабочей силы на территории страны.

"Напомним, что в начале апреля последний уже заявлял Интерфаксу, что разработка Концепции миграционной политики завершится в ближайшее время, после чего начнется обсуждение и доработка. По словам директора ФМС, в работе над документом, помимо его ведомства и Минздравсоцразвития, участвуют общественные организации, бизнесмены и ученые. "Это действительно коллективный разум", - похвалился Ромодановский. Но уже сам факт, что проект Концепции презентовался именно в "цитадели российского либерализма" - Высшей школе экономики (ВШЭ), вызывал настороженность"

Это подтверждает наши опасения о бездействии наши опасения в деле осуществления каких-либо действий направленных на снижение конфликтогенности.

"КМ.RU также сообщал о заявлении Генеральной прокуратуры о том, что "в условиях мирового экономического кризиса в России наблюдается обострение межнациональных отношений, что отчасти связано именно с привлечением и использованием труда иностранных работников. Захват рынка труда мигрантами вызывает недовольство у россиян, влечет протестные акции, создает почву для экстремистских проявлений, а в совокупности с растущей безработицей среди граждан России ведет к росту преступности в целом". [18]

Мы снова встречаем высказывание, уже из уст Генеральной прокуратуры РФ, которая провоцирует радикальное отношение к данной группе граждан. Пытаясь, играть на националистических, ксенофобских настроениях, витающих в обществе, они делают хорошую мину при плохой игре. Отождествляя всех трудовых мигрантов под флагом преступности (криминогенности), дезавуируя роль их роль в экономической сфере, потакая действиям русских националистов, что ведёт к деструкции общественного сознания в сторону обострения.

Или вот недавнее сообщение:

"В России появилась единая организация русских националистов, сообщает "Интерфакс" <#"justify">2. Практики трудовых адаптаций и их анализ


В этой части курсовой работы нам стоит проанализировать результаты социологических исследований проведённых в русле темы и проблемы обозначенной выше.

Мы использовали метод вторичного анализа эмпирических данных, для констатации нынешней ситуации и предложения мер по осуществлению поддержки.

В настоящее время внешняя трудовая миграция стала неотъемлемой частью жизни общества. Результата роста количества представителей данной социальной группы - является результат политико-правового реконструирования социального пространства, приведшего к формированию новых механизмов социального исключения.

Предметом нашего полевого исследования станут трудовые практики иммигрантов из Таджикистана, степени и возможности их защищённости в период миграции.

Под термином "трудовые практики" в дальнейшем будем понимать "совокупность устойчивых и массовых взаимодействий между работниками и работодателями по поводу найма, выполнения трудовых норм и взаимных обязательств в период занятости".

В целом это исследование подчёркивает создания механизмов правовой поддержки мигрантов, в области трудового права. Ввиду того, что нынешняя ситуация выглядит неблагоприятно.

Таджикские рабочие в массе своей работают в сфере строительства. В целом по Москве насчитывается, около 73,2 тысяч человек.

Каковы причины миграции таджикских рабочих?

Это отсутствие рабочих мест, и недостаточное количество материального вознаграждения за труд, это способствует отягощению постоянного проживанию на одной территории, следующим этапом становится вынужденная миграция.

Сложность данного вида исследования состоит в нахождении диалога с иностранной рабочей силой, ввиду языкового барьера, а также их нахождения на нелегальном положении в РФ.

Было опрошено около 150 человек. Из них 50 человек работали на стройках, 50 человек имели опты трудовой миграции, 50 человек имели намерении отправиться за пределы республики. Набор респондентов проводился методом "снежного кома.

Абсолютное большинство исследуемых респондентов - мужчины, в опросе было задействовано всего 3 женщины. Преобладающий возраст 26-45 лет (более 60%). Средний возраст - 34 года. Самому младшему - 16 лет, старшему - 64 года. Отношение сельских/городских - было 50/50. 47% респондентов имели высшее образование. Материальное положение большинства респондентов - низкое. Величина доходов составляет 9 долларов в месяц в сельской местности, и 14 - в городской. Доходы более 83% не обеспечивают минимальный уровень потребительской корзины. Низкая социальная обеспеченность, неразвитость местного рынка труды, малая заработная плата - всё это увеличивает величину потенциала иммиграции.


2.1 Практика неформального трудоустройства


Найти человека в Москве, который обеспечит мигранта жильём, крайне затруднительно, ввиду этого мигрантом приходится участвовать в теневом рынке оборота фальшивых документов. 40% признались что живут без регистрации, остальные 60% её имеют, однако, большая часть применила нелегальные каналы её получения. Основной причиной вынуждающей идти на нарушение законодательства - это чиновничья волокита. Нерасторопность, коррумпированность, формальность, бюрократичность - все эти свойства можно отнести к чиновникам УФМС. Зачастую, ввиду потери легитимности, взаимосвязи себя с правовыми нормами, влечёт к упрощению найма на работу. В 15 % случаев предъявлять документы не требовалось вовсе. Естественно, работодатель в данном случае не заинтересован в защите прав работников своей организации, и зачастую не обременён какими-либо трудовыми обязательствами.

Поиск работы мигрантами тоже был налажен на базе неформальных отношений. Около 61 % нашли себе работу не без помощи "родственников, друзей…"


2.2 Условия труда и правозащитное поведение


В качестве разнорабочих были заняты около 30%, 60% выполняли строительные работы, 10% работали электриками. Трудовая адаптация (получение навыков специализации работы) происходит в процессе выездной работы.

Как уже выше было оговорено, мигранты не защищены с точки зрения закрепления за ними гарантии трудовых прав, и как следствии, высокой эксплуатации труда. В среднем каждый мигрант работает по 10 часов ежедневно, по 6-7 дней в неделю, без выходных. Работодатели не соблюдают элементарных средств безопасности труда. Также высок уровень производственного травматизма.

Уровень заработка варьировался в районе 50-400$ (средняя зарплата 219$). Влияния уровня квалификации на зарплату не наблюдается. По мнению большинства опрошенных (91%) уровень зарплат москвичей за точно такую же работу гораздо выше.

% их заработка уходило на проживание в России, остальную часть заработка они переводили за рубеж.

Защита трудовых прав и гражданских прав.

Низкий уровень формализации отношений занятости негативно сказывается на социальной и личной защищённости работающих граждан. Нарушение принципов закона влечёт за собой депортацию. Задержки зарплаты постепенно превращается в норму. Анализ ответов опрошенных показывает, что все респонденты так или иначе сталкиваются с различными формами трудового угнетения. 52 % сталкивались с национальной дискриминацией, а 87 % дискриминацией со стороны правоохранительных органов.

Отсутствие поддержки со стороны властей, определённо снижают уровень социальной активности в области защиты своих прав. Только 15% пытались хоть как-то добиться справедливости.

Были названы респондентами в 2-ух случаях такие организации как информационно - правовой центр "Миграция и право", Общественная организация "Таджикская диаспора". Низкий уровень включенности, в какие - либо виды правозащитного поведения, является проявлениями неразвитого правосознания мигрантов и свидетельством объективной слабости механизмов защиты потерпевших в российской правовой системе. Уровень доверия к таковым институциональным каналам крайне низок. Подавляющее большинство не надеется на поддержку и ищет неформальные каналы правозащиты (родственники, друзья). Мигранты в данной ситуации оказываются заложниками своего неформального правового положения, что с одной стороны мешает государству их фиксировать и как следствие собирать налоги, с другой стороны мешает им найти помощь, так как не определён их правой статус. Профсоюзные, общественные организации в данной ситуации очень слабы, и не могут конкурировать с теневой, криминальной сферой миграционной составляющей. С другой стороны при формализации своего правого статуса, мигранты получат некое количество обременений со стороны государства, а при соотнесении этого с целями заявленными мигрантами ("Заработать больше денег"), то получается, что риск оправдывает средства, в глазах мигрантах. Ведь и по сей день многие жители стран СНГ находятся за чертой бедности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Цель нашей работы состояла в определении внутренних и внешних факторов обуславливающих адаптационные процессы трудовых мигрантов стран бывшего СССР и Закавказья.

Для определения адаптационных критериев мы использовали две выводных гипотезы:

.Взаимодействие иностранных трудовых работников с формальными/неформальными организациями, повышает глубину информационного освоения культурных навыков, обычаев, традиций, языка местных жителей, укрепляя адаптационные связи. Ими также осуществляется комплексная правовая поддержка данной незащищённой группы граждан, что способствует снижению правового невежества.

.Построение позитивного портрета, а также положительное освещение роли трудовой миграции в российских СМИ способствует её успешности адаптации, снимает излишнее напряжение в отношениях мигрантов с местным населением.

В своём исследовании мы наблюдаем подтверждение этих гипотез. Так как в настоящее время мы наблюдаем резкий рост ксенофобских настроений с одновременным увеличением числа этнокультурно-правозащитных организаций, но в этой области наблюдается часть проблем, прежде всего ориентированных на эффективность этих мер. То есть наша гипотеза находит свою практическую поддержку.

Суть адаптационного процесса заключается в прививание новой культуры - переходу от культуры села к культуре города, со всеми вытекающими отсюда, последствиями.

Ввиду резкого контрастного перехода возникает проблема трансформации социокультурных аспектов жизнедеятельности. Например, в городе Москва, необходимо идентифицировать своё правовое положение. Мигранты, ввиду отсутствия навыков, этого не делают. Тем самым не легитимизируют статус права, что приводит к потере его влияния на данную социальную группу, и увеличивает риск криминогенного поведения. Зачастую, мигранты не осознают тех, санкций которые последуют после правонарушений. Безусловно, это влияет на результативность труда, и дальнейшее приспособление к внешней среде.

Здесь мы затронули фактор, так называемый внутренней активации действия, то есть действия, рождённые самими индивидом в системе.

Именно внутренняя сторона процесса адаптации наиболее важна с точки зрения индивидуальных характеристик конкретного индивида. Сюда же включается способность трудовых мигрантов входить в межэтнические, кросскультурные коммуникации, а именно, состоять в формальных и неформальных адаптационных организациях.

Вторая сторона адаптационного процесса - внешняя. Здесь необходимо выделить составляющую внешне воздействия на социальную группу. В рамках системы, это подразумевает создание положительного портрета мигранта.

В последнее время в РФ усилились ксенофобские, националистические настроения, это порождает возникновение шаблонного, стереотипного типа мышления, складывающиеся в результате привыкания к агрессивному общественному мнению в отношении данной группы. Это влечёт за собой дальнейшее повторение ритуалов в рамках общественных интеракций, дальнейшие усиление социокультурного напряжения.

Самым деструктивным последствием обстоятельств данной группы, служит вырастание девиационных традиций (перерастание агрессивного общественного мнения, в реализованные действия). И тогда уже возникает вопрос не создания интегральной среды, а о подавлении влияния агрессивной среды.

Важным ставится вопрос фильтрации, а лучше было сказать способствованию воспроизводства толерантной информации. Сюда включается и создание программ на телевидении, и социальная реклама в Интернете, и в других каналах массовой коммуникации. А это уже подтверждает нашу вторую гипотезу о наличии взаимосвязи между позитивным освещением миграционных процессов и националистическими настроениями в обществе.

В настоящее время чаще всего это не используется, к сожалению, идёт ориентация на поппулисткую информацию, рассчитанной на среднего обывателя, служащего скорее для развлечения и увеличения интереса потребителей такого рода информации. Но во многих областях, на региональном уровне, используя все возможности СМИ, государство способствует пропаганде толерантных ценностей.

Эффективным средством решения проблемы трудовой адаптации может служить создание мультикультурной (интегральной) среды, в которой будет комфортно проживать коренному населению и приспосабливаться к новой культуре труда, иностранным трудовым ресурсам.

В Росси потенциал развития интегральной среды есть, но возможности развиты очень слабо. Стоит упомянуть, что РФ резко перешла 20 лет к демократическим "рельсам", при этом разрушив единую "советскую" среду. Многолетняя история взаимодействия на одной территории в рамках категории "советский человек" (не без локальных очагов напряжения) усилило интеграционные возможности людей. Развал СССР разрушил старые традиции, не привнеся новые, упадок России в 1990-ых годах, только ухудшил положение многих граждан.

Одновременно, с отделением от единой страны, был сформировано СНГ, так называемый "союз", который должен был восполнить возможности трудовой адаптации и улучшить эффективное взаимодействие на всех уровнях. При этом эффективность этой формального объедения остаётся низкой.

Так что решение проблем трудовой может быть осуществимо только силами трёх сторон - государства, граждан этого государства и мигрантов. Только взаимными усилиями можно принять решения компромиссного характера. Но для этого необходимо, чтоб все участники этого процесса признали наличие проблемы и имели единое представление о конечном предполагаемом результате решения проблемы.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1 Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей.

."РЕЛИГИЯ И ВЕРА В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ" [Электронный ресурс] Опрос ВЦИОМ,2006 г. / http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=3756

.Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. - М.: Лебедь, 2004

. Карачурина Л.Б. Миграционная компонента рынка труда крупных российских городов. //ОНС.-2006.-№6.-с.38-46

. Рязанцев С.В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов// Общественные науки и современность. 2000. № 5. С. 73-86.

. Адаптация трудовых мигрантов: от "круглых столов" к действиям

. Жуковская Ю.О. К вопросу о социальной адаптации трудовых мигрантов в российской среде // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Том XII. № 1., С. 179-186

. Демографическая ситуация в Российской Федерации в 2008 г.

. ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ И ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, НАПРЯЖЕННОСТЬ, КОНФЛИКТЫ А. В. ДМИТРИЕВ, Г. А. ПЯДУХОВ / /Социологические исследования, № 9, Сентябрь 2006, C. 86-94

.Тюрюканова Е.В. О влиянии миграции на рынок труда [Электронный ресурс] // Отечественные записки, 2007. № 34 (4). C. 56-70.

11.О результатах аудита эффективности расходования бюджетных средств на содействие занятости населения в городе Москве.

Контрольно-счётная палата г.Москвы [Электронный ресурс]/ <http://www.ksp.mos.ru/frm/cm/2010/rprt_inf_nw18_01_2011.html>

. Коллинз Р. Программа теории ритуала интеракции // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004. - Т. 7, N 1. - с. 27- 39

. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. с. 173-179.

. Об организации. Общероссийская Общественная Организация "Федерация мигрантов России"

. О нас. Фонд "Таджикистан"

16. Луман Никлас. Реальность массмедиа. /Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005.

.Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003

. Хрусталев Максим. Россию наводнили "низкокачественные" мигранты [Эл.Ресурс]/ http://www.km.ru/node/118534/comments

. Российские националисты объединились в организацию "Русские", правозащитники обеспокоены

. И.М. Козина, М.В. Карелина, Т.А. Металина Трудовые практики иностранных рабочих в России // Социологические исследования

.Какушина М.Ю. Неформальные отношения в среде рабочих-мигрантов: влияние на организационное поведение. // Социологические исследования. 2004. №8. С. 139-141

.. Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Этнические группы мигрантов и конфликты в анклавных рынках труда// Социологические исследования. 2005. №8., С.90-100

. Грищенко Г.Д., Маслова Т.М. Мигранты в новом сообществе: адаптация и/или интеграция // Социологические исследования. 2010. № 5. С. 82-86.